В предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют или подчиняются руководству. В науке управления, психологии различают руководство и лидерство. Руководство всегда связано с властью. Это феномен производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако эти санкции также неформальные.
Лидерство по своей сути психологический феномен.
Лидер - член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются, находясь под прямым или косвенным его психологическим влиянием.
На основе изучения западными исследователями признаков лидеров, психологи выделяют такие наиболее характерные черты их личности:
- Лидер не стремится навечно сохранить существующую систему. Охотно откликается на нововведения и мало опирается на общепринятые управленческие методы. Может пренебречь правилами управленческой иерархии в компании, непосредственно обращаясь к источнику информации.
- Лидер считает, что простота - главный принцип успеха. Он стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности.
- В основе работы лидера с "подчиненными" лежит принцип равенства. Очень часто он проявляет особое внимание к своим последователям, указывая им довольно высокие цели.
- Лидеры часто непредсказуемы, изобретательны, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия.
- Лидеры обычно искренне признают свои ошибки и не боятся открыто принять необходимые меры для их исправления. Для них также имеет значение, что о них думают другие, но это их заботит меньше чем простых руководителей. Тем не менее, они ценят уважение коллег. Они, как правило, твердо уверены в своем праве считаться лидерами. Они обладают репутацией людей с высокой этикой, с уважением относятся к работникам, ценят их, всегда защищают их интересы.
- Лидеры всегда признают и награждают своих сотрудников за успешную работу, а работники обычно знают о том впечатлении, которое складывается об их работе.
- Лидер выступает за постоянное совершенствование человека и его деятельности.
Лидер ищет единомышленников. Лидер без команды - не лидер. Лидеры - постоянные ученики, и они должны высовываться, выделяться. Лидеры просто обязаны подниматься со ступени на ступень.
Существует два разных теоретических объяснения способности или неспособности человека быть лидером.
Согласно первой - харизматической (от греч. charisma - "дар", "благодать"), человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми.
Согласно второй - "теории черт", личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера - высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем организовать воспитание истинного лидера, вождя.
Две названные "крайние" концепции были объединены в "синтетическую" теорию лидерства. Согласно этой теории, эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным. Оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации и вида деятельности.
Американский миллионер Хантингтон Хартфорд считает: "Очень богатыми людьми становяться те, кто умеет ладить с шефом и все всегда делает как надо. Такие люди могут стать высокооплачиваемыми сотрудниками, не более того". Ему вторит один из богатейших людей мира Поль Гетти: "Вы никогда не получите много, работая на кого-то. Добиться настоящего успеха в деле - значит возглавить его". Ну а Вы? Способны ли Вы стать инициатором перспективных начинаний и повести за собой увлеченных последователей?
Тестируемся по ссылочке http://test.msk.ru/cgi-bin/starttest.cgi?15
Источник: Степанов С.С. Психологические тесты. - М.: ЭКСМО, 2003.