Известный детский психиатр профессор Борис Зиновьевич Драпкин и в самом деле считал,что мама может помочь своему ребенку победить даже самую тяжелую болезнь: ведь между ними такая тесная взаимосвязь!
Ребенок. Наконец, мама может дать ребенку установку на счастье — и он станет счастливым и успешным человеком.
Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребенка. Если мама все время сердится, раздражается, твердит, что малыш не такой, как ей хотелось бы, растущему человечку задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму.
УСТАНОВКА НА СЧАСТЬЕ
Фразы, которые надо произносить, — не случайные. Каждое слово — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому
1-Й БЛОК Витамин материнской любви.
С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка: «Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».
2-Й БЛОК Установка на физическое здоровье.
При легких недомоганиях одна эта «мама-терапия» может излечить без всяких лекарств: «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь».
3-Й БЛОК Установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие.
«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».
4-Й БЛОК — отражает народную мудрость.
Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга: «Отдай мне свою болезнь!;» «Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет конкретные проблемы ребенка.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза…) Я тебя очень-очень сильно люблю».
Если малыш серьезно болен, для его лечения врач должен разработать специальную программу, и к четырем базовым блокам добавится индивидуальный лечебный.
Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам — и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.
ВРЕМЯ И МЕСТО
Лучше всего заниматься новой методикой, когда ребенок спит. Он прекрасно запомнит, что мама говорила ночью. Итак, через 20 — 30 минут после того как малыш заснул, садитесь к его кровати с текстом в руках и трижды читайте каждую фразу: сначала мысленно для себя, потом мысленно — обращаясь к ребенку, затем вслух. Делайте это каждый день: месяц, два — зависит от состояния ребенка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме- заболела, взвинчена, — сеанс лучше отменить.
ПРИМЕР БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ:
«Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты сильный, здоровый, красивый. Ты хорошо кушаешь и хорошо развиваешься. У тебя здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты не простужаешься. У тебя крепкие, здоровые нервы. У тебя хорошо развивается интеллект. У тебя всегда хорошее настроение, ты часто улыбаешься. Ты легко и быстро засыпаешь, видишь только хорошие сны. Ты прекрасно отдыхаешь во сне. Я тебя очень, очень сильно люблю!»
Начиная лечение, хорошо бы, по словам Бориса Зиновьевича, завести себе специальную тетрадку, где сделать две колонки. Справа описать все проявления болезни своего ребенка, а в колонке слева регулярно записывать все хорошее. Например, стал лучше есть, чаще улыбается, появились новые друзья…
Вот, собственно, и все
Вроде бы ничего нового. Но польза очевидна. Многие психотерапевты считают, что проблемы взрослых (например, склонность к депрессии, неврозам) «растут» из детства и объясняются недополученными в ту пору вниманием и любовью. Мамам советуют как можно больше держать ребенка на руках, ласково прикасаться к нему, как можно дольше кормить грудью. Тогда малыш (а потом — взрослый) будет чувствовать себя защищенным.
Детские психологи советуют исключить из речи некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему от роду — он всё уже понимает, даже по интонации.
1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я! Эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.
2. Возьми, только успокойся! Тяжело выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.
3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь! Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.
4. Я сказал(а) немедленно перестань! Вместо того, чтобы «перестать» ребенок начинает протестовать - плачет и капризничает, подростки молча уходят и замыкаются в себе.
5. Ты должен понимать, что … У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут! Постоянно повторяя это, есть шанс привить ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.
7. Не расстраивайся из-за ерунды! Да, ребенок может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, можно потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах.
8. Побереги мое здоровье! Нередко некоторые мамы говорят это малышам. И рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.
9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)! Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Ребенку важно помочь понять, почему родители ему это не покупают.
10. У всех дети как дети, а ты……господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Подобные ярлыки понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.
Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых словосочетаний, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания. Часто эти послания не осознаются родителями, которые сознательно вовсе не хотят нанести вред своему ребенку. Но вдумайтесь: какие выводы чуткое детское бессознательное сделает из ваших слов? Слова родителей имеют для детей гораздо большее значение, чем для самих родителей. Если даже ребенок не слушается вас, это не значит, что ваши слова не оседают в его памяти и не остаются там навсегда, образуя внутренний сценарий жизни, представления о себе, своем будущем, других людях и окружающем мире.
Психологи специально составили подборку из различных источников, позаимствовав материалы у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть, к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.
Фраза: «Потише», «помедленней», "осторожней. Послание: «Не доверяй миру, не живи по максимуму» Альтератива: «Сделай на 100%, получи удовольствие!»
Фраза: «Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала». Послание: «Исчезни! Не будь!» Альтернатива: Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!
Фраза: «Не обращай внимания, подумаешь!» Послание: «Ты и твои проблемы не важны». Альтернатива: «Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем выход вместе».
Фраза: «Давай, шевелись!» «Скорей!» «Заткнись!» и другие приказы. Послание: «Ты не важен. Мои интересы важнее твоих». Альтернатива: «У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтобы успеть?»
Фраза: «Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой». Послание: «Не взрослей!» Альтернатива: «Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир».
Фраза: «Не реви, не смейся так громко, не хнычь!» Послание: «Не выражай своих эмоций!» Альтернатива: «Я понимаю твои чувства».
Фраза: «Что ты, как маленький, надо быть серьезней!» Послание: «Не будь ребенком!» Альтернатива: Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!
Фраза: «Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, как надо!» Послание: «Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты неудачник». Альтернатива: «Я доверяю тебе. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся».
Фраза: «Не делай, я сама лучше это сделаю». Послание: «Я не верю в тебя, у тебя не получится.» Альтернатива: «Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь».
Фраза: "Мальчики не плачут. Девочки должны вести себя тихо.” Послание: «Мужчина не имеет права на эмоции. Женщины — жертвы». Альтернатива: «Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя».
Фраза: «Упадешь, разобьешься, укусит, сломаешь» и другие угрозы-предупреждения. Послание: «Мир опасен, не действуй». Альтернаимва: «Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!»
Фраза: любые обобщения, типа ВСЕ кругом воры и негодяи. Послание: «Мир плох и ты такой же, как все». Альтернатива: Все они могут сформировать ложное представление о себе и мире и должны быть исключены из речи.
Фраза: "Ты всегда… ", «Ты никогда…», «Ты всю жизнь…», «Я так и знала…» и т. п. Послание: «Ты безнадежен. Ты никогда не изменишься к лучшему». Альтернатива: Разбирайте не личность, а конкретный поступок. «Твоя жизнь в твоих руках».
Фраза: «Посмотри, какая Света хорошая девочка» и прочие сравнения с другими детьми. Послание: «Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой». Альтернатива: «Я люблю тебя, какой ты есть».
Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах снарядить ему в дорогу «багаж» из благополучных установок и убеждений, помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.
«Я тебя люблю» Для гармоничного развития детям нужно осознание, что их любят ради них самих. Поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями («Сделай уборку, буду тебя любить») или с поведением ребенка («Ты дерешься, я тебя больше не люблю»). Любой малыш поймет, если ему скажут: «Я тебя очень люблю, но то, что ты обманываешь — нехорошо».
«Я тебе доверяю» Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие. Только зная, что в них верят, они могут испытывать доверие к себе и другим. Также с помощью этой магической фразы у детей формируется самостоятельность.
«Я тебя понимаю» Испорченная игрушка, ссора с приятелем, ночная темнота — для малыша все это настоящая трагедия. В таких случаях ребенок нуждается в сочувствии и поддержке. Попытки утешить его словами типа «Это ерунда», «Темноты нечего боятся» — ребенку не помогут. Они основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.
«Я рада, что ты у меня есть» Маленькие дети верят, что именно они двигают мир. Они считают себя ответственными за все происходящее, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры. Поэтому ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть.
«У тебя все получится» Поощрение и одобрение нужны детям даже в отношении того, что родители воспринимают как нечто естественное. Слова «Отлично получилось», «Я не сомневалась, что у тебя получится» или «Ты умница» воодушевляют малыша.
«Мы всегда с тобой» Что бы ни случилось, мои родители всегда на моей стороне, — эта уверенность помогает многое преодолеть. В будничной суете не всегда есть возможность отложить все дела и заняться только ребенком. Но вы можете его успокоить: «Здорово! Сейчас я закончу свои дела, и у меня появится время, когда ты подробно расскажешь мне об этом».
"Убери игрушки!", "Помой руки!", "Быстро иди спать!" - все эти указания дети почему-то не спешат исполнять. А все потому, что им неохота тратить время на неинтересные дела. Единственный способ быстро и без нервов уговорить своих чад - сделать нужное интересным. Усталые родители скажут: некогда, сил нет, не умеем… Умеете! Вы только попробуйте включиться в игру, заодно и сами повеселитесь.
1. Вместо: "Давай быстрее, сколько можно копаться!" Говорим: "На старт, внимание, марш!"
2. Вместо: "Сейчас же отправляйся в ванную! Считаю до трех!" Говорим: "Старт отплытия корабля через 10, 9, 8…"
3. Вместо: "Пока не съешь суп, печенья не дам". Говорим: "Как только суп исчезнет с тарелки, на столе по взмаху волшебной палочки появится десерт!"
4. Вместо: "Быстро спать!" Говорим: "А что ты хочешь увидеть во сне?"
5. Вместо: "Не мешай мне разговаривать по телефону". Говорим: "Когда я закончу свои дела, тебя ждет сюрприз".
6. Вместо: "Прекрати капризничать сейчас же!" Говорим: "Ой, прибежал к нам капризный забияка (или капризка - можно придумать любого персонажа), давай скорее его выгонять, а то он нам настроение испортит!"
7. Вместо: "Почему ты меня не слышишь? Сколько раз повторять?" Говорим: "Кактус, кактус, я - фикус, проверка связи, доложите, как слышите меня! Передаю важную информацию".
8. Вместо: "Нельзя ходить третий день в одной и той же грязной куртке, надень другую!" Говорим: "Твоя любимая куртка ушла мыться, передавала тебе привет и прислала свою сестру".
9. Вместо: "Боже, какой беспорядок. Ты ужасный грязнуля!" Говорим: "Ах, если бы ты мог стать волшебником и наколдовать порядок в комнате". 10.Вместо: "Сейчас я тебе ремня дам!" Говорим: "Когда дети себя плохо ведут, мама превращается в Бабу-ягу".
11. Вместо: "Как я от тебя устала!" Говорим: "Мой котелок закипает, закипает, ой, уже кипит, скоро взорвется, береги-и-и-сь!"
12. Вместо: "Засыпай сейчас же!" Говорим: "Засыпай, а пока ты спишь, придет добрый гном (придумываем сказочного героя) и принесет орешки" (ночью кладем у кровати орешки).
13. Вместо: "Твой рисунок опять не занял никакого места на выставке? Да, художник из тебя плохой". Говорим: "Ну не занял и не занял, зато ты рисуешь самых красивых в мире сов".
14. Вместо: "А ну-ка сел за уроки быстро!" Говорим: "Давай ты будешь делать уроки, а я убираться - кто быстрее закончит, тот и получит вкусные конфеты после ужина".
15. Вместо: "Одевайся, мы выходим гулять". Говорим: "Хочешь, я покажу тебе во дворе дупло, в котором можно найти клад?"
16. Вместо: "Быстро выключай мультики!" Говорим: "Телевизору пора отдохнуть". 17. Вместо: "Прекрати плакать!" Говорим: "Ой, сейчас от твоих слез тут будет большущая лужа, как бы нам в ней не утонуть!"
18. Вместо: "Ты что, жадина?! А ну-ка быстро поделись конфетками с ребятами!" Говорим: "Вкусная конфетка, правда? А давай и других угостим, чтобы им тоже было вкусно".
19. Вместо: "Смотри, как Катя красиво сделала, почему же ты так не можешь?" Говорим: "Смотри, как интересно у Кати получилось, мне кажется, ты можешь даже лучше сделать!"
20. Вместо: "Слезь быстро с горки, упадешь!" Говорим: "Это кто у нас тут каскадер? На горку вход только в шлеме и со страховкой!"
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Когда уловки ни к чему Дарья ЛОГИНОВА, клинический психолог:
- Чем больше игры, волшебства и "интересности" в разговорах, уговорах и ваших повседневных делах, тем легче вам будет договориться с ребенком, тем лучше он будет вас понимать и тем ближе вы будете. Кого-то из детей можно привлечь волшебством, кого-то - духом соревнования, кого-то, чтобы успокоить, иногда нужно просто обнять. Вы лучше знаете своего ребенка.
Но есть моменты, когда все эти уловки ни к чему. Например, когда вы действительно злитесь, когда вам не до шуток, не стоит делать над собой неимоверные усилия и играть с чадом "сквозь зубы". Ребенок сразу почувствует фальшь и будет сбит с толку. Если злитесь, объясните наследнику свои чувства. Например, "я переживаю из-за того, что ты капризничаешь". Не кричим, а именно объясняем.
Шепот Еще во время работы в школе я дала себе слово не повышать голос на учеников и вообще на кого-либо. Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Как же достучаться до непосед без повышенных тонов?
Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем вопли (пусть они даже из самых лучших побуждений), – это когда вы наклоняетесь к уху вашего малыша, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это требует от родителей высокого самообладания. Зато дает поразительные результаты.
Может быть Потому что сказать традиционное «нет» – как будто снять малыша с предохранителя. Запрет «в лоб» может спровоцировать истерику, особенно, если ребенок, который слышит «нет», голоден или просто устал. В качестве альтернативы предлагаем «может быть» – по крайней мере, это честно. Это лучше , чем подливать масло в огонь с помощью бесконечных «НЕТов». Если дети спрашивают: «А мы пойдем сейчас на улицу?», я спокойно сообщаю: «Может быть». И добавляю: «Если уберете все игрушки на полки и быстро оденетесь». Это помогает мотивировать ребят вести себя соответствующим образом. И дальше все просто: убрали игрушки, оделись – пошли на улицу, не убрали – не пошли. Важно, чтобы взрослые сами выполняли собственные обещания. Слова «Посмотрим» и «чуть попозже» действуют так же эффективно.
Прости Взрослые тоже ошибаются. Что поделать? Мы не боги. Мы готовы принести свои извинения родственникам, друзьям, коллегам по работе. И наши дети нуждаются в вежливости не меньше взрослых. Это моделирует уважительное отношение к окружающим. Детям очень нужно видеть именно такое общение – хороший образец задает формат поведения в будущем, а еще помогает понять, что никто в этом мире не идеален, что, в общем-то, правда.
Стоп Сигнал, останавливающий ребенка, прерывающий его действия, которые мы хотим прекратить, и подсказывающий, что делать вместо этого. Если дети носятся по квартире, бесполезно читать нотации, достаточно произнести «Стоп!» и дать инструмент: «Сядьте за столом и сложите пазл/постройте замок». Условьтесь с малышом заранее, что «Стоп, игра!» действует на всех без исключения при любых обстоятельствах: все действия прекращаются (если игра не по правилам, становится опасной, неприятной, слишком шумной…). Главное – не злоупотреблять этим сильным инструментом, иначе он перестанет быть эффективным.
Глазки Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом со злым и вопящим человеком? А как только детские глаза прикованы к вам, вы владеете детским вниманием.
Учимся Если наш ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!» Она же пригодится для защиты от косых взглядов, от людей, которые осуждающее смотрят на нас вместе с ребенком. В конце концов, мы все учимся, включая и тех, кто сверлит нас взглядом.
Ты можешь! Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.
Будьте! Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте. Будьте со своим ребенком. Это так много значит для маленького человека. Как-то по дороге домой из детского сада мой трехлетний сын, задавая уже сто первый вопрос, понял, что я отвечаю машинально «да-нет» (силы после рабочего дня на исходе), а разговор мне все-таки хотелось поддержать. В итоге я услышала настойчивое: «Ну, мама, говори! Ты не говоришь!» Дети сразу чувствуют, насколько мы погружены в разговор с ними.
Всегда! Не удивительно, что там, где дети, всегда шумно и неспокойно! Случаются истерики, убираются подальше сладости, отменяются развлечения. Но некоторые вещи остаются неприкосновенными. И наша любовь к детям – в их числе. Очень важно сказать им об этом. Особенно в те дни, когда-то что-то пошло не так, чувства измотаны, а силы на исходе. Это часть вечернего ритуала перед сном. Я обнимаю сына и говорю ему: «Мама тебя очень любит и всегда будет любить, что бы ни произошло». Детям очень важно знать и слышать, что наша любовь к ним безоговорочна и безусловна. Постоянна. Нестираема. Всегда!
Смейтесь. Многие вещи, которые нас как родителей раздражают, скорее всего, не были бы такими, если бы мы просто могли посмеяться над ними. Хороший хохот – замечательная кнопка сброса, если хотите, выключатель.
Правда в том, что эти 10 слов помогают не только родителям, так что будьте сильнее, приобщайтесь к родительскому лексикону.