Каждая женщина - тайна для мужчины. Каждая женщина - Богиня. Она и Мать, и Старуха, и Девушка. О том, какие образы живут в каждой из нас и как они действуют на каждую из нас, когда они возникают из тайных уголков души, вы узнаете из отрывка книги Дж.Болен "Богини в каждой женщине".
Все мы слышали об Олимпийских Богах и Богинях. А ведь, внимательно читая мифы, можно заметить, что обитатели Олимпа по своему поведению и эмоционнальным реакциям были похожи на людей. По мнению психологов, древнегреческие боги воплощают архитипические образы инстинктивного поведения человека. Богини - архитипы представляют собой могучие силы, дремлющие в душах всех женщин. Например, Деметра - воплощение архетипа Матери, Персефона - Дочери, Афродита - Возлюбленной, Артемида - Сестры и Соперницы, Афина - Стратега, Гестия - Хранительницы домашнего очага. Это глубинные, внутренне обусловленные роли, которые могут пробудиться в каждой представительнице прекрасной половины человечества.
Какой архетип является ведущим, зависит от врожденной предрасположенности, особенностей семьи, социального и культурного окружения, а также от определенного этапа жизни, уровня гормонов в крови и т.д. Иногда архетип пробуждается под влиянием неожиданной встречи или события. Например, женщина может пожертвовать собой и, не считаясь ни с чем, броситься на помощь своему ребенку, движимая архетипом Деметры. Нехватка денежных средств может заставить домашнюю, бескорыстную женщину стать Афиной, заняться бизнесом, приносящим приличный доход. Пробуждение архетипа Афродиты снижает значимость профессионального успеха, выводя на первое место любовь. Женщина готова идти за любимым хоть на край света, не обращая внимания на собственную значимость и таланты.
Охарактеризуем семь наиболее известных Жительниц Олимпа.
Артемида – богиня охоты и луны,стрелок, не знающий промаха. Типичный признак пробужденного архетипа Артемиды – подчеркивание женщиной своей самостоятельности и независимости от мужчин. Отношения с противоположным полом строятся либо сугубо партнерские, либо сопернические. Артемида преследует собственные цели в избранной ею области. Сосредоточенность и упорное стремление к цели помогают ей добиться успеха.
Афина – богиня мудрости и ремесел, отличный стратег. Женщины с архетипом Афины посвящают свою жизнь работе, которая требует планирования, и чаще всего выполняют задуманное. Афина является воплощением целенаправленной деятельности. Отличительные признаки её мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина обладает рациональным мышлением, она склонна подавлять, не допускать чувственные порывы.
Афродита – богиня любви и красоты. Воплощение эротизма, сладострастия и сексуальности. Соприкосновение со сферой любви зажигает многих женщин. Если Афродита – главный архетип в представительнице прекрасного пола, то она наверняка сексапильна, весь ее облик и все поступки пронизаны эротизмом и жаждой любви.
Гера– величавая, царственная, прекрасная богиня брака. Архетип Геры обеспечивает способность создавать крепкие связи, быть преданной и верной, терпеть и поддерживать партнера в трудный для него период. Основная потребность у такой женщины – быть супругой, интересы мужа, семьи стоят у нее на первом месте. Гестия – богиня домашнего очага. Этот архетип движет женщинами, считающими подержание чистоты и порядка в доме более важным делом, чем какая–либо работа, направленная на общественное благо.Для неё это возможность привести в порядок не только свой дом, но и свои мысли, внутренний мир. Она обретает чувство гармонии при ежедневном выполнении домашних обязанностей.
Деметра – богиня плодородия и земледелия. В мифах большое значение придается Деметре как матери. Женщина с архетипом Деметры наделена мощным материнским инстинктом, горячо желает иметь детей. Став матерью, чувствует самореализацию.
Персефона– богиня подземного царства и юная дева. Архетип Персефоны подвигает женщину не действовать самостоятельно, а находиться под влиянием других людей – быть податливой и пассивной.
В каждой женщине потенциально присутствуют все богини. Иногда они могут враждовать друг с другом, что приводит к внутреннему конфликту. Например, любящая мать никак не может сосредоточиться на служебных обязанностях. В форс-мажорной ситуации несколько богинь порой объединяются. Так, чтобы найти подходящего мужа, женщина может выбрать стратегию поиска (Афина), соблазнить понравившегося мужчину (Афродита) и интересоваться его потребностями (Гера).
Важно самой решать, что значимо для Вас в данный момент, какая богиня должна доминировать в определенный жизненный период. Чтобы женщина была счастлива – глубоко любила, была сексуальной, с радостью воспитывала детей и успешно работала, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные архетипы.
"Хотя архетипы могут на короткий срок воплощаться в нас, создавая так называемые божественные переживания, ни одна женщина не может постоянно олицетворять собой архетип. Только сам архетип может быть вечно деятельным, всемилостивым, постоянно энергичным. Мы можем стараться ему подражать, но архетип - это идеал, недоступный человеку, и так оно и должно быть"
Шаг 2. Используя воображение, представьте себя женским божеством.
Шаг 3. Удерживая понимание того, что вы божество, увидьте, что у вас есть груди и все аспекты женского божества. Вне зависимости от того, темная у вас кожа или светлая, вы можете представить себе ее абсолютно черной, как у чернокожей Женщины, или цвета сине-черного ночного неба, усеянного звездами.
Шаг 4. Удерживая осознание себя как женского божества, представьте себя всемогущей (им).
Шаг 5. Представьте, что вы создали все сущее; представьте, как это, на что это похоже – быть способным такое сделать.
Шаг 6. Представьте, что внутри вас заключены все природные силы, возможности и формы. Представьте, что нет ничего такого, что вам могло бы быть нужно и чего бы не было в вас самих.
Шаг 7. Представьте, что вы безбрежны как само творение.
Шаг 8. Представьте, что вы, женское божество, пребываете во всем – в каждом человеке, растении, камне.
Шаг 9. Почувствуйте свое дыхание. Просто отметьте, что оно есть, не анализируйте его, не судите, не пытайтесь его изменить.
Шаг 10. Почувствуйте, как одежда касается вашей кожи. И снова, просто отметьте это.
Шаг 11. Все еще держа глаза закрытыми, почувствуйте стул или пол, на котором вы сидите.
Шаг 12. Держите глаза по-прежнему закрытыми, и почувствуйте комнату, в которой вы сидите; подумайте о том, что в ней находится, какого цвета стены, какаяв ней температура – все, что вы можете отметить или вспомнить.
Шаг 13. Когда вы будете готовы, откройте глаза.
Шаг 14. Несколько минут потягивайтесь всем телом. И снова, не будьте невнимательны к этому занятию; важно, чтобы все части вашего тела немного потянулись.
Шаг 15. Несколько минут ладонями нежно прохлопайте всю поверхность вашего тела. И снова, не относитесь к этому невнимательно. Важно заземлить себя и сделать это своим собственным способом, чтобы это упражнение было безопасным. Когда выдойдете до лица и головы, вместо ладонней используйте кончики пальцев.
Среди четырех женских архетипов ближе всех к Сотис Исида. А сама Сотис — это, наверное, идеальная женщина или чистая женская энергия Вселенной. В земном плане такая энергия существовать, по-видимому, не может. Если все же представить, что такая женщина могла бы существовать, то мы сказали бы, что это женщина, которая никогда ни в чем не нуждается. Она обладает неким неисчерпаемым источником сил, благости, доброты и любви. И все это она стремится подарить, отдать, ничего не желая взамен. Сотис — православная Богородица, для нее грешник — это заблудший брат, и его «еще жальче».
Она не может сердиться или обижаться, она не может осуждать или наказывать, любое ограничение для нее чуждо. Она счастлива всегда, потому что каждую секунду у нее есть возможность одарить кого-то благостью. Вы скажете, может, и есть такая женщина. Например, легендарная Мать Тереза, основательница и настоятельница ордена милосердия, которая посвятила свою жизнь созданию в различных странах мира школ, медицинских пунктов и приютов для бедняков. Может быть, любую женщину, отдающую всю себя другим людям или даже одному близкому человеку, можно назвать Сотис И все же Сотне нет и не может быть. Сотис — это полный сосуд; божественного нектара, из которого, сколько бы ни пил, невозможно даже отпить и глоток, поскольку он вновь и вновь полон. Такому сосуду не нужны источники наполнения, он сам есть источник, наполняющий все и вся. Земная женщина, каким бы святым существом она ни была, нуждается в пополнении сосуда своих жизненных сил. Она заботится о других, но ей необходимо, чтобы кто-то заботился А и о ней, дарил ей свое восхищение, поддержку, сочувствие и любовь. Этого часто не понимает мужчина. Он воспринимает заботу о себе как должное и забывает пополнить сосуд, из которого пьет не стесняясь, своим вниманием. Неизбежно нектара женских сил и терпения в земном сосуде становится все меньше. Тогда мужчина выражает недовольство: как и почему его не встретили на пороге, не приласкали, не плеснули в душу с разбега божественного нектара любви... Земная женщина остро нуждается в солнечных, искрящихся мужских энергиях, и без них она чахнет, не важно, замужем она или нет. Мужчине следует помнить об этом, если он хочет всегда пить из полной чаши. И все же энергия Сотис присутствует в той или иной степени в каждой земной женщине. Сотис — суть женской природы на земле. Любая женщина обретает свое женское счастье тогда, когда она открывает внутри себя источник любви и позволяет своей Сотис свободно проявляться в мире.
Исида — дочь Ра, прекрасная и премудрая богиня. Вместе с тем Исида – дочь Геба и нут, дочь Земли и Неба, простая земная женщина. Так можно сказать о каждом земном человеке. Все мы дети Божьи, но вместе с тем мы — дети реальных земных родителей, плоть от плоти Земли и Неба. Небо — мужское начало, дух. Небо — это Солнце, свет, великий Ра, божественные энергии Космоса, Кроме того, это особая атмосфера Земли, содержащая кислород — уникальное образование во Вселенной, порождающая самовоспроизводящуюся жизнь. Кислород порождает воду, вода питает Землю — появляется биологическая жизнь под согревающими лучами Солнца. Исида в мифе являет собой своего рода идеальную женщину. Она способна помочь своему мужу в самых сложных делах, но при этом она никогда не претендует на славу супруга, оставаясь в тени.
Невозможно представить себе, чтобы Исида рассказывала всем о своих заслугах, о том, что ее супруг и десятой бы доли своих дел не осилил, если бы не она, о том, что, пользуясь ее гениальными советами, он достиг успеха в жизни, что это она вытащила его «из грязи в князи» и т. д. Ей такое и в голову не придет. Исида готова помогать своему супругу во всем, отдавать все свои силы делу его жизни только ради него самого. Она не претендует на собственную славу и успех даже не из скромности, а просто потому, что она прекрасно чувствует свое собственное женское предназначение, она хорошо понимает, что нужно ей как женщине, и вовсе не собирается становиться «мужчиной в юбке». Стремясь получить свое, женское удовольствие от жизни, она не претендует на удовольствия мужские. Исида — женщина, которая всегда, в любых условиях остается женщиной, не испытывая желания занять мужское место на троне, не посягая на мужские «регалии» (т. е. внешние знаки мужского отличия — силу, твердость, жесткость и прямоту, а также внешнее доказательство успеха — должность, титул, ордена и ленты через плечо). Это привилегии мужчины: когда он достигает их, он счастлив. У женщины другие особые отличия, достигнув их, она тоже становится счастлива. Если вы думаете, что женские «регалии» это три немецких «К» (Kinder — дети, Kuche — кухня, Kirche — церковь), то вы глубоко ошибаетесь. Думать так о женщине все равно что сказать о мужчине: его дело — приносить в дом деньги, ремонтировать электроприборы и в свободное время халтурить, чтобы было еще больше денег. Исида относится к своему мужчине как к блистательному богу. Она восхищается им восторгается его возможностями, его талантами, преклоняется перед его мудростью. Нельзя сказать, что любовь слепа, Исида прекрасно видит недостатки и слабые места супруга. Она прощает их не задумываясь. В глазах любящей женщины даже серьезные промахи возлюбленного выглядят или как досадная случайность, или как пикантная особенность его очаровательной личности. Исида любит-—это ее главная отличительная черта. Она любит не за что-то и не по какой-то причине. Она просто любит, потому что не может не любить. Исида одинаково любит Осириса и тогда, когда он блистательный могущественный Бог, и тогда, когда он поверженный, униженный скиталец, лишенный всего, даже жизни. • Способность любить — вот главный талант Исиды, талант, который слишком многим земным женщинам недоступен. Умение любить — сложное искусство, и секс в нем занимает далеко не первое место. Способность любить Исида проявляет не только по отношению к возлюбленному, но также и по отношению к сыну Гору, к сыну Осириса и Нефтиды Анубису, по отношению ко всем, кто ей помогает, а также по отношению ко всем, кого она видит страдающими. Любовь Исиды проявляется даже к се злейшему врагу Сету, она не может уничтожить его в тот момент, когда он просит ее о помощи, когда он взывает к ее любви, ведь он ее брат. Скитаясь со своим малюткой сыном, Исида стучится в дом к одной женщине, у которой также есть маленький ребенок. Но женщина не пускает ее на порог. Исида расстроена. Любовь и жалость к младенцу Гору переполняют ее. И тут она узнает, что малыша этой женщины смертельно укусил скорпион. Любовь к маленькому ребенку выше обиды, любовь к женщине, плачущей о своем малыше, сильнее гнева. Исида - богиня произносит заклинания и возвращает ребенка к жизни. Душа женщины не может не откликнуться на любовь Исиды. В мифе говорится: «Женщина была столь преисполнена благодарности, что поднесла в дар Исиде всякую утварь и все, что было в доме, и дала ей кров и пишу». Таким образом, мы видим, что любовь; Исиды так сильна, что она способна порождать любовь и лучшие чувства в сердцах других людей, которые изначально, может быть, не очень добры и мало умеют любить. Потрясающа материнская любовь Исиды к Гору. Случилось так, что скорпион, посланный Сетом, чтобы убить Гора, ужалил его тогда, когда Исиды не было рядом с ним. Вернувшись домой, мать находит свое дитя уже умершим. Но любовь к сыну несет в себе такую огромную энергию, желание спасти его так велико, что Исида обращается к богам с отчаянной просьбой остановить течение времени. Великий Ра и Ладья Миллионов Лет слышат Исиду. На помощь к ней спешит врачеватель и мудрец Тот. Он несет с собой заклинания и слова силы. Время остановлено, Исида просит Тота найти способ исправить уже случившееся. И вот бог мудрости приносит ребенку «влагу жизни» Ра. Как только влага разливается в теле Гора (как похоже это на «живую воду» из русских сказок!), яд скорпиона истекает. Сын Исиды вновь задышал и ожил. Тот произносит прекрасные слова; «Заклинание матери заставило небесные силы прийти ей на помощь». Все покоряется материнской любви: солнечный диск останавливает бесконечный ход по небесному своду, Тот приносит ей «влагу жизни», посланную самим Ра, и мертвый поднимается со смертельного одра полным жизни. Нет ничего, что было бы неподвластно материнской любви! Ладья Миллионов Лет вновь отправилась в путь по небесному своду, Гор остался жив. Исида-мать является также и духовным спасителем своего сына. Наставление Исиды Гору Миф называет «словами мудрости, что привели Гора к бессмертию». «Только тот, чья душа откликается Небесам, стремится не только к вещественному, но и к духовному, а преуспев в этом, может стать равным богам» — эти слова Исиды обращены не только к сыну, они открывают для каждого из смертных путь, способный привести в божественные чертоги небес. Исида учит Гора терпеливо и упорно. Не жалея сил, открывает она перед ним мудрость мира: «Сущность человеческого бытия в том, что люди являют собою смесь телесного и Божественного. Душа человека сотворена из самой сущности Бога. Будучи искрами своего создателя, люди способны пользоваться Великим разумом Вселенной. Это порождает в них гордыню и тщеславие — источник неисчислимых бед и страданий на Земле». Гор, как всякое дитя, задает матери множество вопросов. Серьезно и обстоятельно отвечает на них Исида, ведь она любит своего сына истинной любовью и поэтому не жалеет своих сил на то, чтобы удовлетворить его духовные потребности. Гор спрашивает: «О, Божественная Мать, откуда берутся мужские и женские души?» Исида отвечает. «Души, сын мой Гор, не являются ни мужскими, ни женскими, они имеют одинаковую природу — все они искры Бога. Пол — это свойство тела, свойство плотной материи. Тело состоит из земли, воды, воздуха и огня. Женское тело в большей степени состоят из влаги и холода, оно более мягкое и утонченное. Мужское тело в большей степени состоит из сухости и тепла, оно в большей степени крепко и деятельно. Души сами выбирают себе то или иное тело в соответствии с особенностями своих небесных энергий». Гор спрашивает: «А как же люди становятся разумными, о мать моя?» Исида отвечает: «Разумная душа, сын мой, входя в физическое тело, погружается в плотную оболочку туманного, непрозрачного материнского вещества. Душа должна много трудиться, не жалея себя, чтобы растаял туман и оболочка стала более тонкой и прозрачной. Тогда люди становятся божественно разумными. Но человек ленив, как любое земное животное. Если он сыт и всем доволен, он спит, спит и его душа, спит и разум. Чтобы разбудить душу, господь посылает человеку страдания. Страдания, сын мой, рассеивают туман и утончают оболочку души ленивого человека, делая ее более разумной». Гор спрашивает: «Пожалуйста, ответь мне, о госпожа, мать моя! По какой причине люди страдают продолжительными болезнями, а порой и рассудок их повреждается?» И отвечает Исида: «Четыре стихии главенствуют во всей Вселенной: огонь, земля, вода и воздух. Каждый человек оказывается наиболее близок к одной из них. Однако, не понимая этого, он может враждовать со своей родной стихией. Но бывает и так, что, находясь в мире с родной стихией, человек не знает, как построить свои отношения с тремя другими, и враждует со всеми, кто не похож на него. Чем менее разумен человек, тем более подвержен он болезням». Подрастая, Гор приобретает силу мудрости, силу, которую способна дать ему женщина — мать. Сила мудрости самая великая сила в мире, и поэтому победа Гора предопределена без всяких сомнений. И тем не менее мы знаем, сколько еще душевных сил вложит в сына Исида, неотступно идя с ним рядом на протяжении долгой и трудной борьбы с Сетом. Бесконечная материнская любовь Исиды проявляется не только в ее отношении к собственному сыну. После смерти Осириса, но еще до зачатия и рождения Гора, Исида, совершенно убитая горем, находит в себе силы и принимает решение отыскать ребенка Осириса и Нефтиды, так как сестра, убоявшись гнева своего мужа Сета, спрятала ребенка сразу же после его рождения и следы его затерялись. Претерпев множество страданий и трудностей, Исида с помощью собак, указавших ей нужное место, нашла ребенка, выкормила его, дала ему имя Анубис. Со временем он стал для нее ближайшим другом и помощником, разделял с ней ее странствия, скорбел вместе с ней о своем отце Осирисе, собирал разбросанные части тела Осириса, складывал их и провожал горячо любимого родителя в последний путь. Поистине любовь Исиды не знает границ: она сумела стать матерью для ребенка своего супруга и другой женщины, ей даже в голову не приходит отвергать сына Нефтиды. В сердце Исиды нет ни обиды, ни гнева. Ее сердце наполнено только любовью к маленькому, беззащитному малышу, брошенному на произвол судьбы. И наконец, в мифе мы видим, насколько велика и безгранична любовь Исиды к Осирису. Нет слов, чтобы как-то обозначить степень самопожертвования любящей женщины. Исида делает все возможное и невозможное, чтобы спасти супруга, а затем все, чтобы Гор, его законный сын, взошел на престол Египта и занял место незаконно свергнутого отца. Тем самым Исида до конца остается верной не только своей любви, но также и делу своего мужа. Исида зачинает ребенка духовным путем уже от умершего супруга, чтобы его духовные силы продолжали жить в его сыне. По нашим земным понятиям нам трудно представить этот процесс чисто физиологически (или биологически). Но если мы вспомним непорочное библейское зачатие, то все как будто встает на место. Мы не можем не восхищаться силой любви Исиды, которая решается на все ради того, чтобы энергия Осириса, его дух продолжали жить в этом мире в его сыне. Итак, Исида — это любовь, бесконечная и самоотверженная. Любовь — это способ ее жизни. Если в ее жизни не будет любви, не будет и Исиды. Мы уже говорили, что вибрации, энергии Исиды в той или иной степени присущи всякой земной женщине, так же как и энергии Сотис, но далеко не каждая женщина по природе своей Исида. Женщина может родиться Нефтидой, Хатор или Маат, но в тот момент, когда она будет самоотверженно любить, спасать, терпеть, ждать, когда любовь будет захлестывать все ее существо, — в этот момент она будет Исидой, и это будет возвышать ее душу. Женщине, рожденной с энергиями Исиды, то есть маленькой девочке, получившей при рождении от Бога ведущий архетип Исиды, совсем не просто жить в нашем мире. Но начнем по порядку. У вас родилась малышка с ведущими энергиями Исиды. Какая она? Маленькая Исида все время улыбается. Вы не увидите ее надолго сосредоточенной на одном предмете, внимание ее перескакивает с одного на другое, будто стремясь охватить весь мир. Девочка не может слышать, как плачут люди, скулят животные, она тут же начинает безутешно рыдать вместе с ними. Она жалеет цветочки и поглаживает игрушку, успокаивая ее, если та вдруг упала. Причем делает она это совершенно самостоятельно, ей не нужно, чтобы кто-то показал ей, как нужно «пожалеть киску»... Ее живой ум быстро откликается на любую информацию, но ребенок относится к тому, что видит и слышит, очень избирательно. То, что ей интересно, запоминается сразу и навсегда, поскольку имеет обязательно эмоциональную окраску. Например, сказка, которая вызвала смех или слезы, может быть повторена девочкой буквально слово в слово («Снегурочка», «Маша и медведь», «Три медведя»). «Колобок» ей лучше не рассказывать, ей тяжело и больно оттого, что его съели, она жалеет его и не может понять смысла сказки. «Волк и семеро козлят» и вовсе душещипательная история, некоторые Исиды слушают ее так, как если бы смотрели фильм ужасов (кстати, взрослые Исиды никогда не смотрят фильмы ужасов, как, впрочем и боевики). Но больше всего Исида любит сказку «Царевна-лягушка»? Идея любви и супружеского счастья сидит в голове и в сердце Исиды чуть ли не с самого рождения. Но не обижайте маленькую Исиду подозрениями, что у нее на уме одни «мальчики и секс»: она всего лишь хочет любить, это самое большое желание ее жизни (сексом озабочена Хатор, но о ней мы поговорим позже). Если же информация не вызвала в Исиде никакого чувства, никакой, сильной эмоции, она прошла мимо ее ушей. Когда вы говорите ей что нужно мыть руки перед едой, что семь плюс два будет девять и что Москва—столица нашей Родины, будьте готовы к тому, что она вас не услышит. Про грязные руки нужно обязательно придумать историю про гадких «микробастиков», с которыми непременно нужно бороться. Счет мы усвоим только в задаче, лучше про зайчиков или мышат, которые несут друг другу морковки и пищат при этом ровно столько, сколько получают радости от веселой встречи. Ну, а в Москву лучше бы съездить и получить массу впечатлений... В садик она чаще идет, спокойно отпуская маму, без истерики остается в новом детском коллективе, надо лишь заинтересовать ее чем-то, отвлечь внимание и показать, что здесь ее тоже любят, как и дома. В школу Исида собирается почти как замуж. Она заранее представляет своих новых друзей и учителей. Девочка уверена, что она будет хорошо учиться, ведь она готова приложить к этому все свои силы. И действительно, учится она, как правило, неплохо даже при очень скромных интеллектуальных способностях. Ребенок не может не выучить урока, если... она любит свою учительницу. А вот если не любит, то это почти катастрофа. Девочка физически страдает, отправляясь в школу. Учеба превращается в пытку. В ее голове все мысли окостеневают, как только она видит обращенное к себе злое лицо. «Меня не любят...» — мысль эта есть приговор... И если ситуация складывается действительно очень серьезно, лучше пойти на крайние меры, а именно: сменить учителя, сменить школу, даже место жительства. Нечуткий учитель может заложить в чуткой и впечатлительной душе Исиды такую глубокую рану, которая, как знать, способна будет даже поломать ей жизнь. Если же с учителем отношения сложились неплохо (а так бывает гораздо чаще, поскольку Исида обычно старательна и мягка в общении, — нормальным учителям нравятся такие девочки), то со сверстниками общий язык будет найден легко. – Дети любят Исиду. Она обычно общительна, до6рожела-тельна, не жадна, не мстительна и не обидчива. С ней легко общаются и мальчики, и девочки. Часто она бывает явным или тайным лидером в классе, хотя никогда к этому не стремится. Дети ее уважают, считая доброй. и , справедливой. Правда, если у Исиды не ладится учеба, то и отношения с детьми в классе тоже не складываются. Она совершенно не в силах выносить ситуацию, когда ее ругают, стыдят за невыученный урок. Если ей говорят, что она плохая, это равносильно смерти. «Если меня не любят, то мне незачем жить» — вот ее логика. Раненую душу Исиды нужно беречь. Иначе можно довести ребенка до невроза. Он может проявиться в потере слуха, зрения, аллергических реакциях, а также и других заболеваниях. В самых крайних случаях такие девочки мо гут устраивать истерики; «Не пойду я в эту школу!», убегать из дому, пытаться отравиться и т. д. Особенно если к ситуации «я — плоха» будет прибавлена безответная влюбленность. Если же с учебой все в порядке или просто Исида спокойно приняла свой крест троечницы (что зависит только от разумности учителя), то девочка обязательно будет вести активную общественную жизнь. Исида любит выступать в концерте с любым номером, все равно с каким, любит брать шефство над младшими школьниками (в былые времена пионеры ходили к октябрятам, комсомольцы — к пионерам...), любит брать на себя ответственность. Все старосты обычно Исиды. Сходить на субботник, устроить встречу с ветеранами или вечер на Восьмое марта с чаепитием для них просто одно удовольствие. Исида очень часто просит своих родителей, чтобы они приобрели ей попугайчиков, хомячков, собачку или кошечку, но, прежде чем пойти ей навстречу, взвесьте трезво все «за» и «против». Маленькая Исида искренне влюблена в своих зверушек, очень бурно реагирует на смерть попугайчика, на пропажу щенка или котенка. Вместе с тем у нее зачастую не хватает сосредоточенности и собранности на то, чтобы самой следить и убирать за животными, а прогулки с собакой могут зависеть от ее вечернего настроения. Поэтому, заводя для Исиды даже котенка, будьте готовы к тому, что все каждодневные заботы лягут на ваши плечи, а случись неприятность с котенком — слезами будет залит весь дом. Самое страшное наказание для Исиды — видеть, что вы расстроены. Если же Исиду наказывать более жесткими способами, к примеру ставить в угол, кричать и стыдить ее (о телесных наказаниях вообще не может идти речи!), то девочка может быстро впадать в невроз, который часто выражается в хронических болезнях горла, носа, легких, потере зрения, слуха, а также различных кожных высыпаниях на слизистых оболочках. У Исиды-подростка это часто проявляется в гинекологических расстройствах: нарушении месячного цикла, «молочнице» и других. Суть проблемы при этом заключается в том, что она не верит, что она хорошая, правильная девочка и что она может стать хорошей девушкой, женщиной, которую бы все любили. Ей очень хочется, чтобы ее любили, потому что она готова любить весь мир. Самый лучший способ договориться с Исидой и даже решить какой-либо конфликт с ней (например, она не хочет надевать теплую кофту) — это показать, как сильно вы ее любите. И она, что называется, «разобьется в лепешку» ради вас: вымоет посуду и посидит с младшим братиком, выучит уроки и легко встанет утром в семь часов. Но бойтесь быть неискренними: она непременно уловит малейшую ложь с вашей стороны и никогда этого не забудет! Лживость и неискренность — вот лучший способ испортить с ней отношения. Влюбляется Исида очень рано. Рано начинаем мечтать о любви. Мы уже говорили, что любовь — суть ее жизни. Влюбленности Исиды обязательно романтические. В своих фантазиях она представляет, как прекрасный рыцарь спасает ее или же как она спасает рыцаря, потому что он в темнице, а она дочь короля, заточившего прекрасного юношу за какой-то, конечно же, благородный поступок... Исида представляет, как юноша берет ее за руку» глаза его восторженно смотрят на прекрасную принцессу Исиду, он говорит ей замечательные слова любви, восхищается ею, обязательно говорит, какая она необыкновенная, не похожая ни на кого. Затем они садятся в красивую карету и отправляются вдвоем совершать какое-нибудь благородное дело
Романтические влюбленности Исиды редко сопровождаются записочками типа: «Не хочешь ли ты, Паша, со мною дружить, если да, то проводи меня после школы до дома и унеси мой портфель». Исида далека от конкретных реальных планов, она скорее фантазерка. Дружба с мальчиками обычно никогда не подчеркивается. Они могут вместе играть во дворе, болтать о том о сем, давать друг другу списывать на контрольных и т. д. Часто случается так, что свою дружбу с мальчиками Исида воспринимает совершенно отдельно от своих романтических фантазий о прекрасном принце. При этом ей даже не представить, что ее загадочный принц может списывать у нее английский. Принц обязательно недостижим. Он учится в соседней школе, в старшем классе или вообще живет в другом городе. А иначе где же романтика?!
Однако Исида может выйти замуж и за одноклассника. Это может случиться сразу после школы. Но в любом случае, выходя замуж, Исида имеет какое-то романтическое представление о своем женихе, а также какую-то романтическую версию истории их любви. Что греха таить, фантазерка Исида очень часто придумывает свою любовь от первого до последнего слова сама. И только в браке вдруг ее глаза раскрываются и она понимает, как слепа она была: и рыцарь — не рыцарь, и любви вовсе нет. А что есть? Исидой часто пользуются… Открытая и влюбчивая, доверчивая и щедрая, Исида притягивает юношей, мужчин. Они считают, что с ней будет удобно в жизни, что от нее всегда можно иметь поддержку. Исида действительно олицетворяет собой ту категорию женщин, которые больше отдают, чем требуют. ...Женщина имела свое дело (в наши-то дни!), имела приличный доход, звезд с неба не хватала, но двоих детей и себя обеспечивала полностью, квартира, машина, отдых на Канарах... Всю жизнь ей встречались мужчины, скажем, неласковые, а женщине так хотелось нежных, добрых, мягких отношений. И тут она встречает мужчину «восточных кровей», который быстро понял, что хочет дама, и все это ей предоставил. Были и щедрые подарки, и признания в любви, и любовь, способная растопить сердце любой красавицы. Мужчина казался очень респектабельным. И вот у него вдруг возникают «денежные проблемы». Естественно, он обращается за помощью к своей единственной. Исида отказать не может. У нее нет в душе святого для других архетипов понятия: «дружба дружбой, а денежки врозь». Исида жертвует всем. У нее нет больше своего дела, зато свое дело есть у ее мужчины. Он ее не бросил, нет. Он обеспечивает ее — «по мере возможности». Иногда он приносит ей много, а иногда она и попросит, так он не даст. Скажет: «Извини, сейчас свободных денег нет». Самое смешное с точки зрения бизнеса состоит в том, что долг он ей отдал! Он брал его частями, отдавал тоже частями, и так случилось, что за несколько лет они эти деньги «проели»... И теперь она всецело зависит от него, от его настроения, от его желания любить или не любить... Позже выяснилось, что далеко на Востоке у него есть семья и, «по их обычаям», он никак не может иметь русскую жену, разделяющую с ним имущественные права естественно. Поэтому женщина обратилась за помощью к психологу в состоянии легкого невроза от чувства полной неуверенности в завтрашнем дне. Не забудем, у нее есть еще двое детей. Кому-то кажется смешным, что единственным желанием ее было, оказывается, только одно: чтобы он продолжал любить ее, не бросая, а все остальное — не так важно. Но есть маленький нюанс: она счастлива сейчас гораздо больше, чем тогда, когда она была сильной, уверенной, самостоятельной, могла трехэтажным матом прижать любого мужика в своей строительной конторе... Сегодня она чувствует себя женщиной. Ей не хочется ругаться и отстаивать свои права. Она не глупая «тетка», она понимает: «Меня взяли тепленькую и проглотили со всеми потрохами. Но... Я столько получила взамен! Секс и телесное удовольствие у меня было всегда — не это главное. Имела мужиков и сама их выгоняла, как надоедят. Никто из них не видел моей души, никого она не интересовала. А этот меня понял, понял мои самые лучшие стороны и помог изжить в характере то, что мне и самой в себе не нравилось. Я расцвела. Я не ругаюсь, когда меня обвешивают в магазине, пытаются обмануть на рынке. Он мне сказал, что не нужно унижать себя, поскольку все хотят есть хлеб с маслом... Я стараюсь быть лучше, я бросила курить. Я хочу, чтобы он любил мою прекрасную душу всегда. Я знаю, что она действительно прекрасна». Попробуйте возразить! Да, формально мы скажем: женщиной манипулируют, ею пользуются как хотят, поскольку сейчас она вовсе не сидит дома и не катается как сыр в масле Она и сейчас помогает своему возлюбленному в делах. Он продолжает использовать ее потенциал творческих возможностей. Он «советуется» с ней, она дает ответ на любой вопрос, находит необходимые деловые контакты. Фактически она ведет дела, но только в той сфере, где нет денег. С деньгами разбирается он. И ее это устраивает. Ибо где деньги, там грязь. Вы смеетесь! Хитрый мужик! Да, наверное. Ко всему прочему, он ей честно говорит, что ничего не знает о будущем. Может случиться все, что угодно. Он здесь в чужой стране... Он не собирается покидать свою страну, и ее он туда взять с собой не может (именно по этому поводу у женщины невроз). Как спастись от невротического беспокойства, разъедающего душу? Фактически она ничего не хочет менять, она лишь хочет, чтобы это продолжалось как можно дольше. На том и порешили: пока это длится — это прекрасно, это здорово. Душа ее полностью удовлетворена. Она нужна, ее ценят, ее понимают. Что будет потом, не знает никто. «Потом» зависит от «сейчас». Если «сейчас» хорошо, если не хочется обижаться и злиться, то и «потом» обязательно будет неплохо. Перед Богом не спрячешь черных мыслей, видны ему и чистые помыслы. Как знать, может быть, «восточный человек» действительно не такой уж и «гад», как могло бы показаться со стороны. Может быть, человек, сумевший дать женщине полное ощущение счастья, действительно способен оценить ее по достоинству и бесконечно любить эту прекрасную душу, которую он в ней открыл. Как знать, может быть, в решающий момент своего выбора он, разложив на чаши весов все, что имеет его душа, поймет, что самая большая ценность, которую он не может потерять — это она, его Исида. Мудрая, добрая, преданная, способная и умеющая любить по-настоящему, жертвующая всем ради любви... Влюбчивая Исида рано выходит замуж и, к сожалению, часто не очень удачно (именно потому что не собирается «выйти удачно», а собирается «выйти во любви»}. Недостаток опыта не позволяет ей отличить любовь от увлечения, искренние отношения — от притяжения страсти. Развод Исиде дается крайне трудно. Самой быть инициатором ей тяжело, потому что она думает в этот момент о ком угодно: о детях, о несчастном своем пьянице (как же он без нее), о родителях, о друзьях (что же они подумают), но только не о себе. Поэтому часто она живет и терпит. Терпит мужа-алкоголика, пропивающего все ее деньги, терпит мужа-угнетателя, терпит мужа жадного, грубого, унижающего ее, пренебрегающего ею. Терпит также и мужа, изменяющего ей с другими женщинами, — ему лишь нужно вовремя сказать ей, что жить без нее он не сможет, что она ему дорога, она — мать его детей и т. д. В своем терпении Исида может доходить до абсурда, она жалеет порой своего мучителя. От ненормального терпении она заболевает и может умереть, если вовремя не выберется из той ловушки, в которую попала. Но чтобы выбраться, ей обязательно нужна помощь. Ей нужен человек, который помог бы ей понять саму себя. Психотерапевт, психолог, а зачастую и просто другой мужчина, встречающийся ей как небесная поддержка на ее трудном кармическом пути. Второй раз замуж Исида, обычно выходит удачно именно потому, что, имея опыт, она уже может отличить истинное чувство от лжи. Она хочет и ищет действительно чего-то душевного и настоящего и обязательно находит, поскольку соображения престижа, денежности и респектабельности для нее имеют мало веса. Когда мужчина, муж, возлюбленный бросает Исиду сам – она тоже очень страдает. Душа ее плачет, она во всем обвиняет себя. Она даже готова унижаться, просить, ей страшно остаться одной... В этот период времени она может не только впасть в невроз, она может даже пытаться наложить на себя руки. Но, к счастью, все это длится не слишком долго. Все страдание Исиды, как болезнь с высокой температурой, не может продолжаться слишком долго. Наступает выздоровление. Исида окунается в дела, в ребенка, в какую-то новую жизнь. Может оказаться, что кто-то рядом нуждается в помощи, и она побежит спасать. У нее очень высокая степень выживаемости. Даже в самых сложных обстоятельствах Исиду буквально спасает ее жизнелюбие, огромная энергия, высокая сопротивляемость мерзостям жизни. Даже попав на самое дно общества, она умудряется сохранить свою душу в чистоте, не растерять своего глубинного благородства и порядочности. Все истории о проститутках, которых способны по-настоящему, искренне и возвышенно полюбить достойные мужчины, — это истории об Исидах, чьи судьбы сложились изначально жестоко. Сохраняя свою глубинную сущность в неприкосновенности, такие женщины преодолевают зачастую свою очень тяжелую карму и превращаются в достойных во всех отношениях прекраснейших женщин. Прекраснейших не только и не столько внешней красотой (хотя и это присутствует), сколько красотой своей души — чистой, открытой и удивительной. Мы говорили больше о сложностях, постигающих Исиду в любви, но далеко не всегда эта женщина так несчастна. Исиды — чудесные матери и прекрасные жены. И если нет сложных кармических долгов, то их семейная жизнь складывается весьма удачно. Детям они отдают себя с той же безграничностью, что и любимому мужчине. Для Исиды в принципе не существует чужих детей (вспомним Анубиса). По отношению к ребенку Исида просто «ненормальная» мама. Если потребуется, она горы свернет ради того, чтобы ребенок был здоров и счастлив. Она не будет спать ночами, обойдет всех докторов, перепробует все процедуры, все травы и все массажи. В конце концов она вылечит его просто своей бесконечной силой любви. Вместе с тем Исида может чрезмерно опекать свое чадо, чем немало раздражает его. И тогда их отношения портятся. И все же даже при очень «испорченных» отношениях такой самостоятельный ребенок никогда не бросает свою мать. Он по-своему всегда продолжает ее любить. Просто потому, что на материнскую любовь Исиды невозможно не откликнуться, ее нельзя не оценить, поскольку она настоящая. «Моя мать такая въедливая, — говорит взрослый сын. — Все ей нужно знать, вечно она дрожит, боится, что что-то случится со мной. Но когда мне было трудно, она ничего не пожалела, она спасла меня... Но разговоров потом было! Оханья да аханья, достала... Хоть я могу и месяцами у нее не появляться, когда знаю, что все там в порядке, но если ей что нужно — я приду и сделаю: вот крышу ей сделал новую на даче, а то протекала уже два года, она все ныла... Когда она ноет, мне ничего не хочется делать. А потом вижу: правда, крыша плохая, я завез материал хороший, в два дня с мужиком одним все сделали. Она даже расплакалась, да я ее, конечно, люблю, мать ведь...» И все-таки чаще у Исиды более мягкие и доверительные, близкие и душевные отношения с детьми. Обычно Исида не ссорится с дочерью, поскольку готова за нее жизнь отдать, пожертвовать всем, лишь бы ей было хорошо. Исида может обидеться на дочь и даже всплакнет, а потом скажет себе: «Да ладно, лишь бы у нее все было хорошо...» На том обида и закончится. Работа как дело жизни для Исиды редко бывает слишком важна. Обычно она либо зарабатывает деньги, чтобы заботиться о своих ближних, либо сама работа превращается для нее в «заботу о ближнем». Не случайно Исида выбирает себе часто специальность врача, учителя, работника коммунального хозяйства, строителя, портного, повара, кондитера и т. д. Этот архетип женщины мы почти не встретим на руководящих постах. А если и встретим, то скорее увидим «наседку», беспокоящуюся о том, чтобы у всех членов коллектива была хорошая зарплата, чем железную леди, знающую, как положить деньги в свой карман. А «наседки» долго не удерживаются, всегда есть кто-то, кто хотел бы их подсидеть, тем более что они и бороться не будут, им это непонятно. Исида в принципе не чурается любой работы, она всюду найдет себе возможность о ком-нибудь позаботиться. Она может быть душой коллектива, особенно женского. Она часто решает чужие проблемы, не испрашивая для себя никакого вознаграждения. Деньги для Исиды лишь способ существования. Ее девиз: «Главное, чтобы хватило на жизнь!» Дети чтобы были сыты и одеты, чтобы можно было сделать кому-то подарок и себя не забыть. Ведь не хочется выглядеть чучелом. Хочется, чтобы людям было приятно на тебя посмотреть.
Исида всегда стремится, выглядеть современно. У нее всегда хватает природного вкуса в одежде. Даже если она имеет очень скромные возможности, она не будет выглядеть жалко. Она что-нибудь придумает, что-нибудь перешьет, купит новые туфельки, не очень дорогие, но симпатичные и будет выглядеть лучше всех! Волосы Исиды всегда причесаны. У нее наверняка не будет хорошей стрижки в тот момент, когда, например, ее ребенок болен или когда муж пьет. Но причесаться аккуратно она все-таки не забудет, она не может выходить «на люди» в безобразном виде, она не может обижать людей до такой степени, ей стыдно быть совсем неприбранной.
По той же причине Исида обычно аккуратно содержит свой дом и старается, чтобы в нем был горячий обед. Исида суть жизнь. Она — воплощенная на Земле Сотис, Богиня, богородица, подарившая миру Гора-Спасителя. Самая большая сила Исиды в ее любви, в жизнеутверждающей энергии отдачи. Исида и Нефтида — два противоположных, с одной стороны, архетипа. Первая — жизнь, вторая — смерть. Вместе с тем Исида и Нефтида всегда вместе, они вдвоем сопровождают душу человека по ее земному пути. Осирис и Исида — одно единое начало жизни. Осирис — действие, Исида — душа, наполняющая действие содержанием любви и благости. Исида — жизнь Осириса. Нефтида — его смерть. Все материальные путы, околдовывающие человека в жизни,— это Нефтида. Идеи земного богатства, сытости, удовольствия, когда они становятся единственным содержанием жизни, — это Нефтида. Когда жизнь — средство получения физического удовольствия, тогда душа погибает. И погибает Осирис. Но смерть не есть конец. Смерть Осириса есть рождение Гора и переход Осириса в другой Мир. Исида сопровождает Осириса всюду, как и Нефтида. Находясь между жизнью и смертью (где мы все, собственно, и находимся), Осирис воплощается в Гора и Анубиса. Гор — спаситель мира, порождающий высшие, мудрые состояния человеческой души, побеждающий в себе дьявола, Сета. Анубис — бог, помогающий человеку осознать себя, свою (Нефтида) и небесную (Исида) природу. Анубис — бог - проводник, он помогает человеку выйти на свой истинный путь. На этом пути заботы о духе и о душе главенствуют над материальными заботами, здесь материальное подчинено духовному движению, но не наоборот. Женщина с ведущим архетипом Исиды всегда ставит духовное выше материального. В противоположность ей для Нефтиды всегда земное стоит на первом плане, а духовное плетется где-то в хвосте. Это и есть смерть души: вкусно поесть важнее, чем объяснить ребенку устройство Вселенной. Теория материализма, вбитая в наши умы, говорит: сначала человек должен быть накормлен, согрет, защищен от злых зверей, и только тогда он думает о Боге. Голодный думает только о том, чтобы поесть. Но даже голодный дикарь в первобытной пещере сначала молился Богу, а уж затем шея на охоту. Мы замечаем, как много общего в религии христианства с Мистериями Осириса, с верованиями древних египтян. Мифология египетская и христианская имеют бросающиеся в глаза аналогии — непорочное рождение Спасителя, преследование младенца, родившегося законным наследником, пытки, убиение и последовавшее воскрешение Великого Духа Осириса. А поскольку мифология египтян возникла по крайней мере на пять тысячелетий раньше христианской, то можно предположить, что христианство рождено от египетской мудрости. Исиду называли в Египте Матерь, проявленная Вселенная, Бесконечная Вселенная, наша благостная Мать, посылает на землю Исиду как носительницу своей мудрости, как Богородицу, явившую миру Спасителя. Женское, пассивное начало Вселенной... Как много от него зависит! Сумеет ли Осирис (земной человек) преодолеть духовную смерть и обрести Вечность? Сумеет ли родиться Гор (новый, мудрый человек)? Сумеет ли Гор победить Сета (агрессивную, разрушительную природу человека) и утвердить на Земле порядок и созидательную силу своего отца? Все зависит от Женщины. Все зависит от любящей Исиды. Каждая женщина мира несет в себе мудрость Исиды и не имеет права о ней забыть.
Богиня Хатор, как и Исида, — дочь Ра. Хатор не участвует непосредственно в событиях Мифа, однако играет в нем весьма важную роль. Хатор — это женская энергия действия, активное женское начало. Хатор всегда появляется на арене событий мифа в тот момент, когда герои нуждаются в новых силах, а развитие сюжета — в новом повороте. Давным-давно, когда жило еще сообщество людей в Атлантиде, Хатор сослужила Ра великую службу. Напомним: Ра — это наше Солнце.
В те времена людям дана была великая сила, они были намного ближе по своим возможностям к богам, чем люди, живущие сейчас. И люди воспротивились воле Ра, наверное решив, что они сами могут сотворить себе Солнце, которым сами же и будут управлять. «Ра состарился. Нам нужно новое Солнце», — говорили они. Ра был очень расстроен, заболел и ослаб: «Те, кто сотворены мною, теперь ропщут на меня...» Все боги Вселенной, собравшись вместе, поддержали Ра, они сказали: «Ты вправе наказать тех, кто создан тобой, но недостоин тебя. Пусть око твое в облике Хатор обратится на них и уничтожит». Хатор – испепеляющее (правое) око Ра. Это символ борьбы с негативной кармой человека. Все гадкие энергии, которые человек накопит в себе, неизбежно обратятся против него. Все плохое, что человек сделает, подумает, скажет, Хатор по закону кармы вернет ему обратно. Хатор настигла людей и поразила их. И великий Ра сказал: «Ступай с миром, Хатор, ибо ты сделала свое дело». Тогда богиня ответила: «Ты доставил мне радость, ибо когда я обретаю власть над людьми — это приятно моему сердцу». Но ночной порой люди вновь стали роптать. Это рассердило Хатор, и она снова обрушила свой гнев на людей, прячущихся в горах и в пустыне. Она совсем потеряла свой настоящий облик, облик прекрасной богини красоты и страсти. Узнав об этом, Ра повелел собрать корни мандрагоры, подмешать их в пиво и напоить Хатор: «Она проявила правую силу и покарала неправедных, но ее великие силы нужны не только для этого, поэтому нужно усыпить ее, чтобы сохранить божественную энергию». Ра послал также своего мудрого посланника Тота, чтобы он напомнил ей о ее прекрасном человеческом облике. Сначала Хатор задумала обратить свой гнев также и на Тота, но он не испугался ее. Он говорил ей о том, как она прекрасна и великолепна, как много радости способна пролить она в каждого, кто только встретится на ее пути... И она захотела вернуться в свое прежнее состояние богини красоты и страсти. На рассвете дня Хатор нашла, что небеса полны нектаром, она была довольна этим, сердце ее возрадовалось, и она успокоилась. Прекрасная богиня уснула в райских полях своего отца, накапливая в себе силы для иных замыслов Ра. Тем временем Ра призвал Тота и сказал ему: «Отдалимся от неба, где я пребываю, и пойдем в Страну Заблуждений (то есть к людям). Я должен пролить там Свет, а ты должен управлять этим Светом и записать для людей истинные Законы Вселенной». И пролился Свет, и пришли в мир истинные Законы. Зачав от Геба, богиня Нут дала рождение Осирису, Сету, Исиде, Нефтиде, Хатор, Маат и Тоту. Так дети Ра пришли на Землю в облике человеческом. А богиня Хатор пришла в облике самой красивой, самой изысканной и самой сексуальной женщины, способной пробудить в мужчине не только сексуальные, но и творческие энергии. Ради нее, ради ее красоты и любви мужчины готовы идти на подвиги. Восхищаясь ее красотой, они способны строить великолепные прочные здания, создавать прекрасные предметы и картины, делать множество других замечательных вещей. И все это ради того, чтобы увидеть блеск удивления, восторга и любви в ее глазах. Но прекрасная Хатор только на время забыла о своей ипостаси испепеляющего и карающего ока Ра. Не дай вам Бог сердить ее! Нежная богиня превратится в разъяренную львицу, жаждущую мести и крови. В «Мифе об Осирисе и Исиде» богиня Хатор всегда рядом с Исидой в критические моменты ее судьбы. Мы видим Хатор, сидящую в изголовье смертного одра Осириса как раз в тот момент, когда свершается зачатие Гора. Ее возвышенные духовные энергии помогают в этот момент Осирису и Исиде вложить в их будущего младенца достаточное для будущего Спасителя мира количество жизненных сил. Когда Гор подрос и получил от Исиды всю мудрость мира, он бросил вызов Сету, призвав богов быть судьями над тем, сколь справедливы после убийства Осириса притязания Сета на трон. На суде почти все боги высказались за то, что справедливость требует отдать трон Гору. Но выступил Сет и воскликнул: «Как может этот тщедушный ребенок претендовать на трон?» Но бог солнца Ра сказал: «Я согласен с этим. Пусть сначала Гор докажет, что он достоин быть правителем целого народа, пусть покажет он и свою силу, и свою мудрость. Правитель не тот, кто сидит на троне, а тот, кто способен принимать мудрое решение, имея силу и власть». Бог обезьян Баба, услышав такие слова Ра, усомнился в его разумности и в запале крикнул: «У нас больше нет Великого и Справедливого Ра! Мы больше не будем внимать тебе!» Ра опечалился и лег. Боги и богини замерли в ужасе. Все устрашились, что, расстроившись от непонимания, Ра может остановить совсем движение Ладьи Миллионов Лет, потухнет Солнце, и тем самым будет положен конец всему Мирозданию. Боги попросили Баба удалиться, а сами попытались заговорить с Ра, но он оставался молчаливым и безжизненным. Солнце померкло. Увидев это, прекрасная дочь Ра богиня Хатор решила сделать так, чтобы бог солнца вышел из уныния. Она начала танцевать перед богами, членами суда, снимая с себя одежды. Боги и богини столпились вокруг и стали смеяться и рукоплескать ее искусству и пылу. Спустя какое-то время эта суматоха привлекла внимание Ра, который пришел посмотреть, что происходит. Он увидел прекрасную Хатор, и настроение его стало улучшаться. Великий бот улыбнулся ей, и жизненные энергии вновь потекли по его телу. Положение было спасено. Этот случай из мифа как нельзя более красочно обрисовывает характер Хатор. Она хочет, может и умеет зажечь всех. Она смела и находчива, ей чуждо ханжество. Она знает, чего хочет и добивается этого. Она понимает, в чем ее сила влияния на мужчину, и умело пользуется ею. Хатор может порой выглядеть легкомысленной, можно усомниться в строгости ее жизненных правил. Однако ей вовсе не свойственно быть доступной женщиной, завоевать ее любовь не так уж легко. Мы помним, как тяжела и продолжительна была борьбе Гора с Сетом. Коварный враг, приняв образ черной свиньи, однажды отыскал Гора, отдыхающего в оазисе, выколол ему глаза и бросил страдать в одиночестве. Накануне Гор в сердцах обидел свою мать. Мучимый болью, он провел всю ночь, размышляя обо всем случившемся. Положение вновь было критическим. Гор был одинок, силы и мужество покидали его. В этот момент именно Хатор разыскала его и утешила. Затем она нашла газель, взяла у нее молока и принесла его Гору. Прекрасным голосом, звучавшим подобно небесной музыке, она успокоила боль. Гор смог открыть глаза, и тогда богиня накапала на его раны молоко, насыщенное ее целительной силой. К Гору также пришел Тот и вернул ему зрение с помощью своей магической силы, великого знания и слов могущества. Интересно, что если Хатор — правое, испепеляющее око Ра, то Гор — левое око Ра, око Света Высшего Разума. Левое око просветляет разум человека, заставляет рассеяться пелену невежества. Левое око высвечивает все темные уголки низшей природы человека, помогает каждому человеку победить в себе Сета. Правое око наказывает. Левое — вразумляет. Наказание всегда связано с эмоциональным срывом, с несдержанностью. Вразумление идет от мудрого. Интересно, что древние египтяне наказание отдавали в руки женщине, а в руки мужчине — вразумление.