ГлавнаяРегистрацияВход Terra Light Пт, 29.03.2024, 09:53
  Методы и техники работы над собой Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Психология детства » Индивидуальные особенности ребенка

Детский аутизм
 
О загадочном психическом заболевании, возникающем у предрасположенных к нему детей в самом раннем возрасте, нам рассказывает кандидат психологических наук, врач-психотерапевт, сотрудник Российского института развития личности Алла Пантелеевна СОТНИКОВА.

Современная наука, изучающая эту проблему, имеет много теорий и направлений, объясняющих природу детского аутизма. Это заболевание достаточно распространено - примерно 6 - 10 больных детей на каждые 10 тысяч.

Причиной прежде всего могут быть биологические нарушения у ребенка еще в утробе матери или сразу после рождения. Это патология центральной нервной системы, которая не дает малышу развиваться нормально. Виновной может быть наследственность - психические расстройства у кого-то из близких или дальних родственников. Аутизм - это погружение ребенка в свою внутреннюю жизнь, как бы за стеной, отгораживающей его от окружающего мира.

Эта болезнь возникает, как правило, в первые два года жизни. Нездоровые отношения в семье, жестокое обращение с детьми также могут стать причиной аутизма. Бывает так, что родители, чаще всего бессознательно, отвергают своего ребенка. Либо он кажется им слишком спокойным, не таким, как другие дети, либо когда криком и плачем он требует к себе постоянного внимания.

Некоторые специалисты видят механизм развития аутизма в неспособности ребенка к абстрактному мышлению. Или в очень высокой эмоциональной чувствительности. Другие - в дефекте эмоционального восприятия, вызванном каким-нибудь сильным и страшным потрясением, пережитым малышом в бессознательном возрасте.

Внутреннее "Я" аутичного ребенка и его поведение прямо противоположно самоощущению ребенка здорового. Отсутствие отношения к окружающим, страх перед миром заставляют его все больше уходить от общения. Он не желает выделяться и утверждать себя перед людьми (психологи называют такое стремление "отсутствием притязания на признание").

Такие дети постепенно приучаются ухаживать за собой, принимать от людей то, что им нужно для жизни. Но стремления к познанию мира у них нет. В своем замкнутом пространстве они устанавливают свои особые интересы и ценности. Они говорят о себе в третьем лице и могут, например, целый день монотонно перебирать листики или колесики.

Психологи называют это поведение специфическим "Я-отрицательным" и считают такое отношение к себе одним из центральных механизмов заболевания. Негативное поведение, агрессия могут быть и у здорового ребенка, но, в отличие от аутичного, он все равно стремится проявить себя любым способом.

Современная психотерапия стремится выявить и раскрыть "Я-положительное", глубоко скрытое в психике аутичного малыша. Главное - принять его таким, какой он есть, тогда ребенок почувствует доверие, и ему можно будет помочь.

Без специалиста-психолога справиться с аутизмом невозможно. Причем врач, как правило, работает один на один с ребенком, особенно на начальных этапах терапии. Лечение назначается после совместного обследования у психиатра, дефектолога и психолога. В Москве сейчас несколько центров и школ лечебной педагогики, которые занимаются этой проблемой. Изучают аутизм в московском Институте дефектологии.

Один из самых эффективных методов лечения - игровая терапия. Ребенку предоставляется возможность как бы заново прожить свое детство, но с заботливой и доброй "мамой". Ее роль выполняет психолог. Основной момент - это ролевые игры, в которые постепенно вовлекается малыш. Цель метода - пошатнуть представление о мире людей как о плохом, в котором не стоит жить. Психотерапевт осторожно, с любовью стремится доказать ребенку обратное, закладывает в его сознание положительное отношение к миру.

Другой метод развивает эмоциональные впечатления ребенка. Врач вызывает у него желание наблюдать и познавать мир с помощью интересных впечатлений - картинок и занятий.

Этот метод допускает контакт со здоровыми детьми в процессе игр, танцев, совместного существования. Но постоянный контроль психолога при этом необходим. Участвовать в терапии должны также все члены семьи, с которыми проводятся подготовительные беседы.

Работа с семьей нужна и потому, что братья или сестры могут перенять стиль аутичного поведения и стать изгоями в нормальной среде. Если вы начали замечать, что ребенок ведет себя неадекватно, что он не похож на других детей - насторожитесь. Постарайтесь сосредоточить на нем все свое внимание. Предотвратить аутизм может только безграничная любовь. Помните, дорогие родители, что наше отношение порой может стать прямой или косвенной причиной проявления этой болезни.

Когда микроклимат в семье здоровый, ребенок не станет требовать от вас постоянного внимания. Но если вы ему понадобились - отложите все дела и останьтесь только с ним. Настойчиво теребят родителей как раз те дети, которые обделены вниманием и любовью. Помните: интересы ребенка всегда нужно ставить выше своих собственных, иначе с ранних лет ваше дитя будет чувствовать себя ненужным и одиноким.

Авторитарное отношение к детям опасно для их психики. Если малыш постоянно слышит от родителей: "Не так", "не туда", "не такой", он теряет душевные силы, возможность быть самостоятельным. При таком отношении даже абсолютно нормальные дети вскоре могут приобрести аутичные черты поведения.

Анкетирование родителей аутичных детей показало почти 100-процентное внутреннее отвержение своих малышей. Для всех они, к сожалению, были "маленькими неудачниками". Но постоянная навязчивая опека ничуть не лучше. Помните, ваш ребенок - цель, а не средство.
Самоконтроль взрослых - единственная гарантия полноценного развития малыша в семье.
Сохранить внутреннюю свободу и эмоциональное благополучие вашего ребенка в первые годы его жизни особенно важно. Ведь именно в этом возрасте вы должны заложить в его душу главное - положительное представление о самом себе и о мире в целом. Свобода внешних проявлений ребенка должна вас радовать. Не навязывайте себя, исключите формы воздействия, которые вызывают у малыша резкий протест. На время занятий с ним постарайтесь забыть про отрицательные эмоции, иначе ребенок почувствует вашу раздраженность. Не фиксируйте внимание на его неудачах, наоборот, хвалите и поощряйте как можно чаще. Соблюдайте принципы сотрудничества, равенства - ваш ребенок такая же личность, как и вы.

 



Источник: http://wh-lady.ru
Категория: Индивидуальные особенности ребенка | Добавил: Вита (08.02.2008)
Просмотров: 1071
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz