ГлавнаяРегистрацияВход Terra Light Ср, 18.12.2024, 16:57
  Методы и техники работы над собой Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Психология детства » Индивидуальные особенности ребенка

Типы личности
 
 

Многие родители задаются вопросами “Почему мой ребенок отличается от других?”, “Почему в семье дети так отличаются друг от друга?”, “Как понять своего ребенка?”… Попытаемся разобраться с помощью знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга, считающегося классиком современной психологии, и продолжателями его теории о типах личности Катарин Бриггс и Изебель Бриггс Майерс.

 

Одна из самых сложных задач воспитания ребенка заключается в том, чтобы соблюдать ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Легко самим увлечься успехами, неудачами, достижениями ребенка. Родители склонны считать ребенка продолжением себя, они забывают, что ребенок индивидуален. Представьте себе двух детей. Первый живет в атмосфере постоянной проверки того, насколько правильно он видит мир, общается с другими, играет, принимает решения, прибирается в комнате, выражает свои чувства. Второму позволяют верить в себя, быть самим собой, доверять своим ощущениям и чувствам. Такой ребенок чувствует, что его любят, ценят и уважают именно таким, какой он есть. В глубине души все люди хотят быть понятыми и принятыми такими, какие они есть.

“Как садовод без вопросов и сопротивления принимает рекомендации по уходу за растениями и предоставляет каждому растению необходимые именно ему условия для роста и цветения, так же и мы, родители, должны приспосабливать свой метод воспитания к природным потребностям каждого ребенка. Если мы поймем, кем на самом деле является наш ребенок, мы сможем подумать над тем, какие изменения необходимо произвести в своем стиле воспитания, чтобы оно стало более позитивным и соответствующим тому ребенку, родителями которого нам выпало счастье быть”.

Существует 4 компонента, или “предпочтения”, которые образуют тип человека. Вот шкалы, каждая из которых представляет одно из предпочтений

Экстраверты (E) ------------------/------------------ Интроверты (I)

Сенсорики (S) ------------------/------------------ Интуиты (N)

Логики (T) ------------------/------------------ Этики (F)

Рационалы (J) ------------------/------------------ Иррационалы (P)

В центре каждой шкалы отмечена середина, она важна, т.к. у каждого человека есть врожденное природное тяготение к одному из полюсов. Несмотря на то, что в сотнях наших ежедневных занятий мы используем обе стороны каждого предпочтения, мы делаем это с неравной частотой, легкостью, энергией и успехом. Когда мы используем привычную сторону (заложенную от рождения), то делаем это естественно, когда же мы используем противоположную сторону, приходится прилагать дополнительные усилия. У каждого человека есть склонность к одной из сторон каждого предпочтения, таким образом, возможны 16 различных комбинаций. Например, человек может принадлежать к типу ISTJ (интроверт, сенсорик, логик, рационал), ENFP (экстраверт, интуит, этик, иррационал) или к любому другому из возможных типов.

В каком возрасте можно определить тип своего ребенка?

У большинства детей все предпочтения становятся очевидными и поддающимися определению к 3-4м годам. Иногда тип можно определить уже у двухлетнего ребенка. Но бывает, что родители могут определить тип своего ребенка лишь к 5-6 годам. Каждый ребенок неповторим, у одних предпочтения проявляются ярче, другие более “скрытны”.

Ниже перечислены примеры предпочтений, после каждого из них есть список с общими характеристиками и место для оценки Вашего типа и типа ребенка.

Предпочтение первое

ЭКСТРАВЕРТ – ИНТРОВЕРТ

Источник нашей энергии может быть изнутри (из своих мыслей и впечатлений) или извне, от окружающих людей. Каждому требуется как пребывание в одиночестве, так и общение с другими людьми, но различно время, комфортное для конкретного человека.

Пример. Семья устроила большую вечеринку. После 4х часов веселья, в котором принимало участие множество гостей, были подарки, игры и фейерверк, мама (интроверт) в истощении упала на диван, папа (интроверт) с головной болью пошел спать, а вот сын (экстраверт) был так возбужден, что два часа после торжества катался на роликах.

ЭКСТРАВЕРТ

Предпочитает внешний мир, потому что оттуда он получает стимулы для своей деятельности.

Лучше обучается, активно общаясь и взаимодействуя с окружающими.

Речь может быть неясной, торопливой (особенно в младшем возрасте).

Быстро накапливается пассивный словарь (слова, которые понимает, но пока не использует сам).

Как только ребенок начинает связно говорить, речь льется непрерывным потоком и остановить его практически невозможно.

Склонен думать вслух, перебивает других, не в силах дожидаться своей очереди.

Его вредно перебивать, т.к. в таком случае мысль теряется, внимание отвлекается.

Природная выразительность проявляется как в словах, так и в действиях.

Все действия энергичны, активны и суматошны.

Играть в одиночку, учить уроки, выполнять любые поручения экстраверту невыносимо.

Домашние задания лучше выполнять в кухне, рядом с людьми, оставшись в комнате один, такой ребенок будет скучать, отвлекаться, нервничать, а энергия – иссякать.

Стремится сначала действовать, а потом – думать, размышлять над тем, что произошло.

Комфортно себя чувствует, находясь в центре внимания и страдает, если приходится уступать роль лидера другому.

Легко адаптируется в новой обстановке.

Любит действие и разнообразие.

Повелитель жизни.

ИНТРОВЕРТ

Черпает энергию, удаляясь от других людей и размышляя.

Предпочитает общаться один на один либо в тесном кругу.

Прежде, чем начать говорить или действовать, им нужно потратить больше времени на подготовку, и когда он излагает, наконец-то, свои мысли, они бывают целостными и оформленными.

Предпочитает делиться мыслями, идеями во всей полноте, не позволяя себя перебивать, и не отвлекаясь.

Часто страдает от неловкости и стеснительности.

Вдумчивый, независимый и замкнутый.

Может быть оживлен и энергичен, если ему интересно или с чем-то столкнулся впервые.

Склонен занимать выжидательную позицию, предпочитая оставаться на заднем плане (или следить со стороны), прежде чем решиться на какое-либо действие.

Для того, чтобы освоиться, ему нужно некоторое время.

Старается сконцентрироваться на одном деле и человеке.

Сначала думает, потом говорит и действует.

Учится, вбирая в себя информацию и прорабатывая ее до тех пор, пока она не превратится в законченные мысли, впечатления и идеи.

Стремится оказаться в центре внимания только в том случае, если он тщательно спланировал свое выступление и чувствует себя комфортно, потому что находится в хорошо знакомой обстановке.

Избирательно относится ко всему, что его окружает, от разговоров и занятий до людей.

Исследователь жизни.

В обществе существует предубеждение против интроверсии. Из-за того, что экстраверты говорят больше и громче, они заглушают, “давят” интровертов. На самом деле оба типа совершенно нормальны.

После прочтения характерных черт у Вас, видимо, уже сложилось представление о том, кем являются близкие и Вы сами. Может быть, человеку характерны качества из разных колонок, в таком случает определите, какие качества преобладают и какая сторона наиболее комфортна для данного человека. Помните, что выбирать нужно не то, как бы Вы хотели себя вести, а то, как Вы обычно себя ведете в реальной жизни.

Теперь, когда выяснили, кем, экстравертом или интровертом являетесь Вы, Ваш ребенок, близкие, запишите в бланке предпочтения, чтобы не запутаться.

ИМЯ_______________________________________Предпочтение (E или I)*

Мой ребенок______________________________________________________

Мой ребенок (если в семье несколько детей) ___________________________

Я _______________________________________________________________

Муж _____________________________________________________________

* Обозначения: экстраверт – “Е”, интроверт – “I”.

Учитывайте, что степень выраженности того или иного предпочтения может быть различной.

Для приведенного выше примера (мама - ярко выраженный интроверт, папа - менее выраженный интроверт, сын - яркий экстраверт) шкала будет иметь такой вид:

Экстраверт --|---------------/---|------------|--Интроверт

сын папа мама

Можете также расписать и свою семью, тогда станет понятнее, почему члены семьи так непохожи, почему они ссорятся, между ними возникают конфликты.

Удачи Вам в познании себя и своих близких!



Источник: http://solnet.ee
Категория: Индивидуальные особенности ребенка | Добавил: Вита (08.02.2008)
Просмотров: 1137
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz