Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.
Когда я был маленьким, то очень боялся темноты, а когда пошел в школу, то боялся выступать в актовом зале, боялся уроков физкультуры, особенно лазить по канату, а еще…. Как известно, ничего не боятся только дураки и философы. Все мы подвержены различным страхам. В то же время страх как реакция на пугающее событие – это совершенно естественное чувство.
С «повседневными» страхами своих детей вы вполне можете справиться самостоятельно, без помощи психологов и врачей. Обсудите с ребенком, что его беспокоит. Но никогда не смейтесь над ним и его чувствами! Уже одно то, что он рассказал вам о своих переживаниях, а не остался с ними один на один, очень важно.
ДЕЙСТВУЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО
Если вашему ребенку 3–5 лет и речь идет о страхах выдуманных, то полезно применять так называемые эмоциональные приемы. Например, малыш боится большой незнакомой собаки или Того-Кто-Ночью-Живет-Под-Диваном. Что делать?
1. Посмейтесь над объектом страха: «Какая смешная собака!» или «А ты не думаешь, что Тот-Под-Диваном сам тебя боится?» Именно такому приему обучали в знаменитой школе Хогвардс Гарри Поттера и его друзей.
2. Пожалейте его: «Бедная собачка, она, наверно, очень голодная! У тебя случайно нет кусочка колбасы? Давай в следующий раз захватим, когда пойдем гулять» или «А ты не думаешь, что Тому-Кто-Под-Диваном ужасно скучно одному, без друзей?»
3. Найдите что-то позитивное: «Смотри, какие у песика умные глаза» или «Как ты думаешь, может Тот-Кто-Под-Диваном ухаживать за нашими цветами, пока нас нет дома?»
4. Продемонстрируйте свое «давнее знакомство» с тем, кого боятся: «Эту собаку я прекрасно знаю – ее зовут Дружок Шарикович. Она умеет давать лапу, знает таблицу умножения и три слова по-английски. Не веришь – пойдем спросим» или «Я давно знаю Того-Под-Диваном, еще с моего детства. Кстати, его так и зовут – Поддиваныч. Ему 184 года. Добрейший гномик. Он обожает слушать, как мы с тобой читаем сказки».
5. Применяйте прием «девальвации страха»: пусть ребенок как можно чащеи в подробностях рассказывает о своих чувствах другим людям. Вы, естественно, тактично добавляйте уточняющие детали, подчеркивающие смелость, находчивость и доброту малыша.
6. И наконец, еще одно «сильное» средство: надо найти в парке волшебное дерево, срезать маленькую волшебную палочку, нанести на нее ножом специальные зарубки или в тайном месте отыскать волшебный камешек, помыть его и носить в кармане. При появлении объекта страха необходимо сжать волшебный предмет и произнести заклинание типа: «Я тебя не боюсь, без тебя обойдусь». Время от времени заклинания можно менять, сочиняя их вместе с ребенком. Они должны быть смешными и содержать позитивный заряд.
ДУМАЕМ РАЦИОНАЛЬНО
Если ваш ребенок уже школьник, то в этом случае вполне подойдут методы рациональной психотерапии.
1. Назовите чувства ребенка не страхом, а осторожностью или наблюдательностью. И например, говорите ему: «Из тебя вышел бы прекрасный разведчик или Шерлок Холмс».
2. Научите ребенка смотреть на ситуацию глазами того, кого он боится: «Почему ты считаешь, что учительница по географии только и думает, чтобы поиздеваться над тобой? У нее шесть классов, в каждом по тридцать учеников. Ей надо объяснять новый материал, проверять ваши тетрадки, перед директором отчитываться плюс еще домашние дела. Стал бы ты на ее месте думать о том, чтобы навредить одному из ста восьмидесяти школьников?»
3. Продемонстрируйте позитивные пути развития пугающей (как кажется ребенку) ситуации: «Ты переживаешь, что все будут критиковать твое новое платье, в котором ты хочешь пойти на день рождения Маши. О чем еще могут говорить ребята? Могут они обсуждать не твой наряд, а именинницы? Конечно. Это раз. Подарки? Это два. А школьные дела? Это три. А торт? Это четыре. А последние фильмы? Это пять. И так далее. Так почему же ты думаешь, что все будут судачить только о тебе?»
4. Покажите ребенку множество способов решения проблемы: «Почему ты думаешь, что вы с ребятами запутаетесь и не найдете этот музей? Допустим, вы забыли точный адрес. Позвоните домой родителям, которые знают, куда вы поехали. В ларьке можно купить карту города и сориентироваться. В конце концов, где находится музей и как доехать, можно спросить у милиционера. Главное – не надо паниковать, ходите всюду вместе. Кстати, схему проезда лучше скопировать из Интернета заранее».
5. Интерпретируйте страх как вполне разумную реакцию вашего ребенка: «Ты боишься лазать по канату/плавать/ездить на велосипеде? И правильно – ты же не умеешь делать это. Значит, чтобы не бояться, надо научиться. Давай начнем сегодня же, согласен?»
Советы родителям Следите за своей речью и старайтесь как можно реже произносить фразы типа: «Это ужасно!», «Он страшный человек!», «Я боюсь, что…». Ребенок это слышит и понимает по-своему. Например, вместо «я боюсь, что не успею…», лучше сказать «мне надо поторопиться» или вместо «у него просто ужасный начальник» – «у него очень требовательный/непростой начальник».
УЧИМ, СМОТРИМ, ЧИТАЕМ
Если ребенок пугается чего-то действительно серьезного, например огня, острых предметов, то просто научите его правильно с ними обращаться. Если он обрезался или обжегся, постарайтесь обойтись без крика («Я же тебя предупреждал!») и наказаний, типа: «За это лишаешься телевизора/компьютера». Сначала окажите первую помощь, а затем успокойте ребенка.
И лишь потом, в подходящее время, проведите «разбор полетов» и «работу над ошибками». Покажите все позитивные и негативные стороны использования ножа или спичек. Вам ведь нужен не просто навык у ребенка, но и чтобы процесс овладения им не привел к психотравме.
Контролируйте и просмотр телепередач. Тот факт, что среднестатистический ребенок видит огромное количество сцен насилия в кинолентах и мультиках и это негативно влияет на его психику (и на психику взрослых тоже), общеизвестен. Прививайте ему вкус к хорошим познавательным научно-популярным фильмам о природе, обществе, истории и технике.
Понятно, что совсем избежать просмотра «страшных» сцен не удастся, да и вряд ли это нужно. В этом случае попробуйте ненавязчиво их комментировать и разъяснять.
Более внимательно относитесь и к выбору книг.Известно, что дети часто боятся некоторых героев сказок, которые им читают родители. И это касается не только литературы для маленьких детей. Если вы и ваш ребенок спокойно относитесь к Гарри Поттеру, то можете вместе разобрать техники преодоления страхов, которые очень профессионально описаны в книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» (и показаны в одноименном фильме).
ПОВЫШАЕМ УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРАХАМ
Повысить устойчивость маленького ребенка к страхам и стрессам помогает телесный контакт с родителями. Чаще обнимайте детей, нежно прикасайтесь к ним. Специалисты рекомендуют легкий массаж перед сном: спокойные мягкие движения, поглаживания. Если при этом говорить ласковые слова или тихо напевать песенку наподобие колыбельной, то положительный эффект усилится. Только не переборщите – если ребенок заявляет, что он уже взрослый и вырос из телячьих нежностей, превратите все это в «настоящий спортивный массаж для усталых, но сильных спортсменов».
Очень хорошие способы борьбы со страхами – закаливание, дыхательные упражнения и зарядка. Постарайтесь избежать двух распространенных ошибок – считать зарядку необходимой только ребенку и превращать ее в нудную и неинтересную обязаловку вроде уроков физкультуры в некоторых школах, где множество нормальных детей мечтают получить от них хотя бы временное освобождение.
Занимайтесь зарядкой все вместе, весело, в любое подходящее для вас время – только не сразу после еды и не перед сном. Кстати, профессионалы не советуют давать организму серьезную нагрузку по утрам – достаточно будет водных процедур. Соревнуйтесь друг с другом, вывешивайте на кухне «лист наших рекордов», снимайте про себя фото и видеорепортажи – иными словами, это прежде всего должна быть увлекательная игра. Самые простые и безопасные упражнения – наклоны, отжимания, приседания, бой с тенью, подтягивания – можно эффективно и с большой пользой делать в домашних условиях, поэтому ссылки на то, что некогда или дорого ездить в тренажерный зал, не принимаются.
Упражнения и закаливание не только поднимут энергетический тонус ребенка и ваш собственный и еще больше сплотят семью, но и укрепят его нервную систему, помогут ему чувствовать себя более уверенно в любых детских коллективах, которые, к сожалению, не всегда отличаются гуманностью.
Читаем нужные книги
Прекрасный способ научить ребенка преодолевать свои страхи – чтение нужных книг. Детям в возрасте 10–12 лет и старше можно порекомендовать, например, такие произведения, как: Жюль Верн: «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»; Джек Лондон: «Морской волк», цикл «Белое безмолвие»; Майн Рид: «Морской волчонок»; Р.Л. Стивенсон: «Остров сокровищ»; В. Катаев: «Белеет парус одинокий»; Кир Булычев: цикл повестей об Алисе Селезневой; А. Рыбаков: «Бронзовая птица», «Кортик».
|