Появление ребенка в семье - событие долгожданное и радостное. И вот ребенок немного подрос, и вы вдруг стали замечать, что в отношениях с ним у вас и у окружающих стали появляться какие-то "помехи", что с ребенком что-то не так. Он слишком часто дерется, не может усидеть спокойно на месте и десяти минут, ему трудно дается обучение. В детском саду педагоги и воспитатели жалуются на ваше чадо, дети отказываются с ним дружить. Да вам самим не всегда удается находить с ним общий язык. При поступлении в школу эти проблемы не исчезают, а из-за более жесткой дисциплины проявляются с большей силой. В чем же дело, что с ребенком?
Многие родители начинают ругать таких детей, называть их "плохими", дурновоспитанными: На самом деле это не так, просто ваш ребенок - такой какой он есть, и очень важно к нему найти единственно правильную "тропинку", индивидуальный подход.
Что обозначают вышеперечисленные симптомы? Они говорят о следующих возможных группах нарушений поведения у детей.
1. Агрессивность
Агрессия - это склонность человека к причинению другим морального и физического ущерба.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже буквально с первых дней его жизни: упрямство, капризы, периодические, неожиданные вспышки гнева, драчливость, кусание:
Причинами такого поведения могут быть неоправданно строгие запреты, введенные в семье, наказания, плохо развитый самоконтроль. Причины также могут скрываться в нарушении эмоционально-волевой сферы, агрессивного отношения членов семьи друг к другу: В процессе развития личности ребенка, развития произвольности проблема агрессивности может разрешиться в положительную сторону. Но вполне возможно и закрепление модели такого поведения.
2. Гиперактивность
"Активный" - от латинского "activus" - деятельный. "Гипер" - от греческого "hyper" - над, сверху - указывает на превышение нормы, чрезмерно активный.
Специалисты отмечают три основных проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома обычно совпадают с пиками психического развития: в 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с переходом из детского сада в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый "дефицит внимания". Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить свое внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Причинами гиперактивности могут быть недостаточная развитость самоконтроля, родовая травма и как следствие ММД (минимальная мозговая дисфункция).
3. Тревожность
Тревожность можно определить как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Это может быть особенностью темперамента данной личности или нарушением нервно-психических процессов.
Эмоцию страха дети начинают переживать с раннего возраста при появлении незнакомого лица или предмета, громких звуках; в два года дети начинают бояться посещения врача, в более старшем возрасте могут появляться страхи темноты, одиночества, мифических существ.
В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая "школьная тревожность" при столкновении ребенка с требованиями к обучению, обязанностями и ответственностью. Одной из причин такой тревожности может быть заниженная самооценка ребенка.
При своевременном проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции данная проблема может быть благополучно устранена.
4. Замкнутость
Основной признак замкнутости - нарушение коммуникации с внешним миром. Это может наблюдаться и у застенчивых детей. Разница в том, что замкнутый ребенок и не стремиться познать способы общения, он вообще не хочет общаться.
Замкнутость начинает проявляться в поведении ребенка рано и выражается в плаксивости, беспричинном беспокойстве, плохом аппетите, в сниженном фоне настроения, страхе при виде людей. В группе или классе ребенок ведет себя обособлено, как "одиночка".
Существует и другое нарушение отличное от замкнутости. Это РДА (ранний детский аутизм), который может быть следствием таких заболеваний, как эпилепсия, нарушение сенсорных систем, повреждение головного мозга. При этом нарушении могут наблюдаться нарушение речи, полный отказ от общения, стереотипные движения.
К сожалению, эти нарушения эмоционально-волевой сферы часто приводят и к нарушению нормальных отношений родителей с ребенком. Но не нужно отчаиваться! Родители должны знать, что при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов, дефектологов данные проблемы могут быть устранены, главное работу начать вовремя.
Автор статьи: Ксения Дорожинская
diagnostika.spb.ru
|