Одна мудрая женщина, именитый психолог с большим опытом, как-то сказала:«Нет другой психологии, кроме детской. Всё остальное – резонанс». И с этим нельзя не согласиться – все мы родом из детства. Трудно переоценить мудрость этой фразы. Именно из детства наш опыт, взгляды, привычки и, к сожалению, наши проблемы. Проблемы в основном психологические: наши комплексы и установки, «заданные» в те далёкие годы, мешают жить многим взрослым. Поэтому задача психолога помочь преодолеть травмы, полученные в детстве.
С появлением ребёнка в семье у родителей возникает масса забот. Что же волнует их в первую очередь? Конечно, здоровье малыша, затем финансовое обеспечение семьи, чтобы ребёнок был накормлен, обут, одет. Затем его обучение и интеллектуальное развитие. Но часто ли мы, заботясь обо всем этом, вспоминаем о психологическом здоровье малыша, часто ли вспоминаем о духовной близости с ним, доверии и взаимопонимании?
На сегодняшний день можно привести огромный список разнообразных отклонений в поведении у детей: повышенная агрессивность, повышенная активность, дефицит внимания, невротические нарушения и т.д.
Что же происходит сегодня с детьми, и не создаем ли мы сами, взрослые, эти проблемы, а потом стараемся их как-то решать?
Дело в том, что функциональное развитие мозга протекает по определённым эволюционным законам, которые не меняются под влиянием современных условий и запросов. Другими словами мозг имеет определённую генетическую программу развития, которая предполагает развитие психических функций в определённом порядке и в определённое время. В каждый момент времени энергия мозга направлена в достаточное узкое русло для развития определённого психического навыка. И если задача, предлагаемая ребёнку, опережает актуальную для его мозга ситуацию, то происходит феномен «обкрадывания», то есть энергия оттягивается от тех мозговых структур, которые готовы к образованию новых функциональных связей, к тем структурам, которые находятся в латентном состоянии.
Например, раннее обучение чтению (в 2-3 года) приводит к нагрузке на определённые отделы мозга, тогда как в этот период наиболее актуальной является оптимизация моторной и интеллектуальной сфер. В этой ситуации энергия от глубинных отделов оттягивается на корковые, что может проявляться в виде склонности к различным заболеваниям, аллергическим реакциям, отклонениям в эмоционально-личностной сфере, тиках и пр. Оказывает огромное негативное влияние большое количество мультфильмов и компьютерных игр вместо «бабушкиных» сказок и игры в мяч во дворе. Обучение чтению и счету уже в 3-4 года вместо высокой моторной активности, необходимой в этом возрасте для нормального развития.
Дети с высоким уровнем интеллектуального развития часто отличаются повышенной чувствительностью. У них легко возникают различные невротические реакции, проявляющиеся в нарушениях сна и аппетита, им часто снятся страшные сны. Испытывая большие интеллектуальные нагрузки, занимаясь творчеством (рисование, музыка, балет), эти дети становятся чрезвычайно впечатлительными. Они излишне глубоко переживают даже незначительные события, преувеличивают свои неудачи, остро реагируют даже на незначительные порицания.
Невротические нарушения или неврозы - одно из наиболее частых и распространенных заболеваний современности. Неврозы относятся к тем заболеваниям, которыми может заболеть практически любой изначально психически здоровый ребёнок. Причина возникновения невротической реакции в том, что нервная система ребёнка оказывается не в силах справиться с эмоциональным напряжением, переживанием чего-то непонятного, страшного, обидного, несправедливого с точки зрения самого ребёнка. Родители в этом случае не всегда могут помочь своему ребёнку, поэтому лучше обратиться к детскому психологу, который даст индивидуальные рекомендации.
Какие можно дать общие советы по психологической помощи ребёнку?
Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. И задача родителей как можно скорее определить главные, ведущие черты характера своих детей. Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребёнок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга компенсируют. Не бывает как полностью положительных и идеальных детей, так и состоящих из одних недостатков. В ребёнке можно что-то развить, а что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным.
Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. Если ребёнок – озорник, то, сколько его не ругай и не наказывай, все равно он не превратится в паиньку. Но от нас зависит, вырастит ли он хулиганом или станет предприимчивым организатором нового дела, а на досуге – душой компании.
Нужно любить свою кроху, быть внимательными и чуткими к нему. Чаще улыбайтесь ребёнку, обнимайте его. Активно слушайте ребенка, помогайте ему, если он просит вас о помощи, при этом возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам. Не допускайте перегибов воспитания, таких как вседозволенность или наоборот - чрезмерная дисциплина и строгость. Постарайтесь посвящать своему ребенку хотя бы 1 час в сутки (среднестатистическая цифра – 14 минут), если это невозможно в будний день, то посвятите ему выходной – проведите этот день вместе: посетите аттракционы, погуляйте на природе, съездите к бабушке...
Пусть ваш дом наполнится уютом и любовью, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, здоровой не только физически, но и душевно. Конечно, это совсем не просто: думать обо всех правильных способах общения, когда нужно ходить на работу, выдерживать многие стрессы нашей современной жизни. Но давайте подумаем о том, что в стрессе находимся не только мы, но и наши дети. Автор: Елена Кириллова devchata.net