До полутора лет кроха реагирует в основном на эмоции, которые
скрываются за словами. Называй малыша хоть бандитом с большой дороги
если мама улыбается и голос ее ласков, ребенок расцветает в ответ и
тянется к ней ручонками. Но вот ему уже больше годика... И он не только
чувствует КАК говорят, но и понимает ЧТО. И обычные, но в сердцах
сказанные слова родителей приобретают для него значение
сверхъестественного послания. Они программируют его жизнь!
Ляпнуть сгоряча можно многое, и ребенок родителей простит. Можно
назвать его хитрым крокодилом и коварной обезьяной. И услышать в ответ
«сама обезьяна», сказанное ребенком не менее свирепо и безо всяких
признаков раскаяния. Но некоторые вещи нельзя произносить вслух НИКОГДА
просто потому, что они вырываются из глубины нашей души, из тех
тайников, о существовании которых мы и не подозреваем. И ребенок
понимает это сказано не просто так. И принимает сказанное к сведению.
Если мы знаем, как пагубно то или иное слово-«код» способно отразиться
на судьбе нашего ребенка, нам нетрудно и промолчать. От 1,5 до 3 лет «Ты это сделаешь, потому что я так сказала!» или «Мало ли чего ты не хочешь!»
Почему нельзя. В этот период ребенок учится отстаивать свою
самостоятельности и добиваться своей цели. Он хмурит брови и непрерывно
повторяет: «Не хочу!» и «Нет». Он не желает садиться на горшок по
маминому приказу, требует, чтобы ему дали то, чего никогда не дают:
хрустальную вазу с верхней полки или папин мобильный телефон. Если на
всякое его «нет» и «не хочу» без объяснений отвечать вышеуказанными
фразами, он утратит всякую надежду повлиять на ход событий и станет
пассивным, забитым и смирным. Возможно, очень послушным, но слабым и
зависимым от других. Как надо. Надо с ним спорить, объяснять,
почему «нет» и отчего «нельзя», и он почувствует себя уважаемым
человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения и
анализировать ситуацию. И с годами обзаведется двумя в высшей степени
полезными качествами находить железные аргументы и залезать через окно,
когда его выставляют в дверь. «Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) отдам тебя вон той тете».
Почему нельзя. Бедный ребенок тебе верит. И очень боится, как бы его
кому не отдали, и сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы
так легко с ним расстаться. Не дай Бог в этот период у него появится
сестричка или братик все, комплекс неполноценности «я был такой ужасно
плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка»
останется с ним на всю жизнь. Как надо. Откажись от угроз и не
доводи дитя до ночных кошмаров и комплексов. Действуй от положительных
эмоций, от поощрения «Будешь кушать вырастешь большим, умным,
красивым». «Как следует выспишься пойдем в зоопарк». От 3 до 6 лет «У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».
Почему нельзя. Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктом, как
зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на
родителей, ревнует маму и папу друг к другу и постигает на личном
опыте, что оборотная сторона любви ненависть. Он за что-то сильно
обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!» А она вдруг и
говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь» неужели и вправду
умирать собралась, но он же на самом деле хороший и очень-очень ее
любит! У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить
весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить
непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя
и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то
полюбить. Как надо. Если родители стойко выдерживают его обиды
и не жалуются на невыносимые страдания, которые он доставляет любящим
взрослым своим непослушанием, ребенок растет в святой уверенности, что
любить и прощать того, кого любишь, это здорово. И вообще, мир не
рухнет, если иногда его как следует пнуть ногой. Наглость? Нет,
уверенность в себе. «Чтоб ты провалился!», «Исчезни! Уйди с моих глаз долой!», «И чтобы я тебя не видела и не слышала!»
Почему нельзя. Воспринимается ребенком как прямое указание к действию.
До 3-х лет он еще не понимает, что такое умереть. В 5-6-летнем возрасте
он уже знает: смерть это когда кого-то «не видно и не слышно», а
проваливаются под землю туда, где хоронят. Он получил родительскую
установку на то, чтобы его не было. И он постарается так и поступить.
Например, тяжело заболеет или случайно заиграется на мостовой и попадет
под машину. Как надо. Хочешь тишины и покоя скажи ребенку
«отвяжись от меня» и задай ему программу на самостоятельность. Или
пошли к черту вырастет пытливым мыслителем с авантюрной жилкой. От 7 до 10 лет «У
тебя руки не тем концом вставлены!», «Не трогай, сломаешь!», «Как
всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого
лентяя никогда в жизни не видела» Почему нельзя. В этот
период ребенок познает свои возможности и свои силы. Подобные
безапелляционные суждения убивают в нем и самооценку, и уверенность в
себе. Он чувствует себя ничтожным и слабым. Родители говорят, что
никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие они знают.
Значит, я буду самым бестолковым!» думает школьник. И делает следующий
вывод: «Мне незачем учиться все равно я неумеха». Если ваш сын лентяй и
прогульщик, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторый
процент особо волевых и крепких детей стремится доказать родителям, что
чего-то стоит, но не получает от своих успехов никакой радости.
Как надо. «Давай я помогу», «я покажу, как обращаться с этой вещью»,
«для начала неплохо, в следующий раз будет и вовсе замечательно», «не
вышло? Зато ты плаваешь быстрее всех в классе!» «А
я знаю девочку, которая танцует (учится, поет, играет на рояле, рисует)
лучше тебя». «А какая оценка у Сережи? Десять? А почему ты получил
только девять?» Почему нельзя. Какие чувства пробуждает
в твоей взрослой душе вскользь брошенная мужем фраза: «У Риты мясной
салат всегда вкусней, чем у тебя получается»? Желание отличиться,
приготовить суперсалат и угодить мужу или зашибить ни в чем не повинную
Риту чем-нибудь вроде здоровой мухобойки?! А почему ты думаешь, что
постоянные сравнения твоего сына или твоей дочки с преуспевающими
соучениками вызовут какие-то другие чувства? Это же так унизительно,
когда тебя считают хуже других. Хочешь воспитать мрачного мизантропа,
ненавидящего человечество, или коварного интригана сравнивай своего
ребенка с кем-то из умных ровесников и ехидно говори: «А ты все равно
хуже!» Как надо. «Я не знаю никого, кто был бы лучше тебя, мое ненаглядное гениальное солнышко!» Никогда и ни в каком возрасте «Ты плохой, не буду с тобою разговаривать!»
В чем опасность. Для ребенка самое непереносимое, что только способен
сделать взрослый, не замечать его. Это уже не психология, а физиология.
В научном эксперименте одного крысенка ласкали и чесали ему спинку из
него получилась здоровая, большая и сильная крыса. Другого били и
дергали за хвост. И он вырос маленьким, кусачим и болезненным. А
третьего только кормили из миски и не обращали на него внимания. Он
взял и умер. Твой ребенок инстинктивно начнет шалить или
устраивать истерики, лишь бы ты на него посмотрела и опять с ним
заговорила. Малыш способен ошпариться или забраться на опасный
подоконник. Ребенок постарше получит плохую оценку, разобьет чужое
окно. Если он сегодня испугался и послушался жди сюрприза через неделю.
Отставленная шалость является в данном случае проверкой, замечают ли
его, и в то же время маленькой местью. Как надо. Довел он тебя
до белого каления? Поставь его в угол пусть спиной ко всему
человечеству постигает азы самоанализа, размышляет, что он сделал не
так и за что наказан, или не покупай мороженого, или не отпускай в
кино. Источник: http://www.tolady.ru
|