Когда мы стали разбираться, выяснилась удивительная вещь. С рождения ребенка в семье много внимания уделялось именно обучению: девочка читала с трех лет, ходила в дошкольный лицей с двух и учила английский с рождения. Проблемы начались со второго класса, когда стали ставить отметки. Впрочем, сначала они были не так уж и плохи. Но в начале года девочка заболела и пропустила недели две. Мама очень волновалась по поводу пропусков и отправила дочь в школу еще не совсем здоровой, и прямо на контрольную. Там ребенок получил свою первую двойку, и скоро эта оценка стала привычной. При разговоре с девочкой выяснилось, что она считает такую оценку справедливой, а себя – полным ничтожеством.
Как ни странно, эта ситуация достаточно типична. Если присмотреться, большинство детей из категории «тихих двоечников» – именно таковы. Скромные, старательные, на домашние задания тратят много времени. Их интеллектуальный уровень может быть очень разным, но он вполне достаточен для нормального обучения. Родители таких детей внимательно следят за их успеваемостью, а сами дети стараются сделать все как можно лучше, беспокоясь, похвалит ли их учительница. Но выходит иногда даже хуже, чем у отчаянных нахалов, родителей которых волнует все что угодно, только не успеваемость их чад.
Как же так? Представим, однако, ребенка, которому с детства внушают, что учеба – главное мерило успеха в жизни. С ним много занимаются, об этом много говорят. Малыш звезд с неба не хватает, но вполне прилежен. А главное – хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу мамы. И вот приходит такой ребенок в школу, где ему не просто говорят, хорошо или плохо он трудился, а еще и ставят отметки, которыми очень интересуются дома. Ребенок изо всех сил старается, тратит непропорционально много времени на уроки и не успевает отдохнуть дома. А придя в класс уставшим, столько раз все перепроверяет, что истощается окончательно. Когда доходит до дела, ответить нормально он уже не может. Он пытается все сделать идеально, но не успевает сделать вообще ничего. В итоге – опять двойка, к волнению добавляется неуверенность, круг замыкается.
Что делать? Помочь могут только родители. Правда, действовать придется парадоксальным на первый взгляд образом. Во-первых, надо полностью прекратить обращать внимание на отметки. На время просто забудьте о них, зато сконцентрируйтесь на самом процессе выполнения задания или устном ответе. Причем будьте максимально доброжелательны и внимательны: заметив хоть малейший успех (пять ошибок вместо обычных шести на строчку), начинайте хвалить ребенка так, как будто он совершил научный подвиг. Фокусируйте внимание на любых успехах и вообще не обсуждайте неудачи. Если достижений нет совсем – проявите фантазию и найдите их. Малыш должен почувствовать уверенность в себе. Во-вторых, резко сократите время выполнения уроков (даже если они будут недоделаны) и отмените все дополнительные занятия. Ребенок должен нормально восстанавливать свои силы. В-третьих, подумайте о том, чтобы в жизни малыша появилась область, где он может быть успешен. Это может быть все что угодно – от изостудии до спортивной секции. Главное, чтобы там нравилось самому ребенку. Хочу сразу предупредить, что на первом этапе такая тактика даст ухудшение положения в школе. Поэтому вам необходимо заручиться поддержкой учительницы. Объясните ей, что вы озабочены происходящим, но сейчас малыш немного болен, и вам нужна ее помощь и небольшое попустительство. Если вы все сделаете правильно – в течение нескольких месяцев положение дел существенно улучшится. И помните: здоровый и счастливый ребенок – главная цель воспитания. А отметки – это только отметки.
Источник: http://www.deti-mira.ru |